|
АРХИТЕКТУРНАЯ ИСТОРИЯ ХРАМА ГРОБА ГОСПОДНЯ
ЦЕРКОВЬ КОНСТАНТИНА
Строительство церкви Константина начали в 326 г., а освящена она была в 335. Она состояла из 4 частей : атриум, который включал в себя часть стены, отделяющей священный участок храма Адриана, крытая апсидная базилика, открытый двор с камнем, почитаемым как Голгофа в юго-восточном углу, гробница. Работа над этим последним элементом церкви не была вполне завершена к моменту освящения храма, будучи связанной с тяжелым трудом по срубанию массивной скальной породы, окружавшей гробницу. Она была закончена около 384 г. После того как в 614 г. персы сожгли Храм, его без существенных изменений восстановил патриарх Модест. Но фатимидский халиф аль-Хаким в 1009 г. уничтожил Храм полностью.
ВИЗАНТИЙСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Бедная община Иерусалима не могла отремонтировать Храм. Только в правление
Константина Мономаха были выделены деньги на реконструкцию (1042-8). В
результате ремонта большая часть великого здания не была восстановлена.
Атриум и базилика были утрачены навсегда, остались только двор и ротонда.
Ротонда над Гробницей была перестроена в церковь, прибавлена галерея и восточная
апсида (алтарный полукруглый выступ). Купол в то время не был сведен, его венчал
«пучок» деревянных стропил, так что пространство над Гробницей было открыто
небесам. Однако новшества впечатляли: паломники восхищались мозаиками,
украсившими стены и купол, мраморными полами.
ЦЕРКОВЬ КРЕСТОНОСЦЕВ
Крестоносцы постепенно изменили облик церкви. Прежде всего в 1114 г. они
воздвигли монастырь на том месте, где когда-то находилась Константинова
базилика, вырыв предварительно крипту святой Елены. Затем в 1119 г. они
полностью заменили реплики гробницы Иисуса Христа: изначально в ротонде над
гробницей Христа стояло архитектурное сооружение, похожее на навес, которое
неоднократно восстанавливали, заменяя практически идентичным. При крестоносцах
это сооружение приняло новую форму. 14 сентября 1131 г. в храме прошла коронация
Фулька Анжуйского и королевы Мелисанды – тогда стало ясно, что церковь требуется
перепланировать. Часть двора Константина была превращена в паломнический храм в
форме неравноконечного креста – со средокрестием, трансептом, хором, крытой
внутренней галереей и системой радиусных часовен, сообщавшихся с ротондой через
большой арочный проем на месте снесенной апсиды XI в. Около 1170 г. к комплексу
была добавлена колокольня. Новый Храм, освященный 15 июля 1149 года, стал не
только обновленной святыней, но и усыпальницей иерусалимских королей. Архитектура нового Храма, его основные части сохранились до наших дней. Входя во дворик Храма, ныне окруженного со всех сторон другими сооружениями, мы видим романский фасад, который представал и перед королями Иерусалима. Кувуклия, скрывающая в себе святую Гробницу, впервые возведена в 1119 году итальянским скульптором Реньеро Реньери, приехавшим из Болоньи.
ДВОР ХРАМА – АТРИУМ
Двор перед входом в Храм Воскресения – древняя архитектурная часть комплекса: он выложен на камнях, оставшихся еще от языческого святилища эпохи императора Адриана и под ним остается большая цистерна римской постройки.
Размеры Атриума – 25 х 17 м. Под его плитами нашли последнее упокоение знатные крестоносцы. Среди них стоит отметить английского рыцаря Филиппа д’Обиньи, приближенного короля Генриха III Английского и участника похода императора Фридриха II, которому удалось ненадолго завладеть Святым Городом. Гробница знаменитого рыцаря находится справа, у входа в Храм. В эпоху Средневековья среди знати существовал обычай «бросать» свой прах под ноги простых прихожан и паломников – это было зримым символом смирения, столь необходимым в грядущий Судный День.
В XII веке перед Атриумом был воздвигнут портик, основания колонн которого
можно увидеть и поныне.
По обеим
сторонам Атриума расположены отдельные храмовые сооружения. Если войдя во двор,
обозреть его пределы по часовой стрелке, то слева можно увидеть расположенные в
ряд три часовни Греко-православной Церкви. Это – часовня св. Иакова, брата
Господня и первого епископа Иерусалимского, являющаяся местом поклонения арабов
православного обряда. В ней находится икона, написанная, по преданию, святым
апостолом и евангелистом Лукой. Затем следуют часовня св. Марии Магдалины с
древней крещальней, оставшейся еще от византийской эпохи и, наконец, часовня,
посвященная Сорока мученикам севастийским. В последней некогда находилась
усыпальница греческих патриархов.
За часовней
Сорока мучеников, слева, находится колокольня, построенная между 1160 и 1180
годами итальянским архитектором Джордано. Она выглядит недостроенной, поскольку
два ее верхних этажа – 4-й и 5-й – обвалились при землетрясении в 1545 году и
восстановлены не были. Лишь в 1719 году «укороченная» колокольня была покрыта
капитальной черепичной кровлей.
Справа от входа в Храм видна небольшая лестница. Двенадцать ее
крутых ступенек ведут в средневековую часовню. Некогда эта лестница служила
отдельным, внешним входом на Голгофу. Потом проход был закрыт, и строение,
служившее своего рода «атриумом» Голгофы, было превращено в часовню. Эта
часовня, именуемая капеллой Франков, принадлежит католическому
ордену монахов-францисканцев, которые каждое утро служат в ней святую мессу.
Капелла Франков известна также как капелла Скорби: она посвящена Скорбящей
Богоматери, поскольку, по одному из преданий, именно на месте этой часовни
стояла Пресвятая Богородица во время Распятия.
|
|
Под капеллой Франков находится небольшая капелла, посвященная Марии
Египетской. Существует предание, что на этом месте произошло обращение
знаменитой блудницы, ставшей после своего мучительного покаяния одной из самых
почитаемых святых Церкви Христовой. Ступив на лестницу, ведущую на Голгофу, она
вдруг ощутила, что не может подняться по ступеням под невыносимой тяжестью
грехов. Только воззвав к заступнице грешных, Пресвятой Богородице, блудница
Мария обрела силы взойти на Голгофу.
Правее этих
двух капелл находится часовня Михаила Архангела, принадлежащая Коптской Церкви.
Она соседствует с армянским монастырем св. Иоанна. Замыкает по часовой стрелке
эту сторону Атриума помещение греческого монастыря св. Авраама, которое занимает
часть территории древнего форума эпохи римского владычества, когда Иерусалим
стал провинциальным городком, именовавшимся Элия Капитолина.
| |