Иерусалим
нередко называют городом трёх религий, в чем легко убедиться воочию. Достаточно
войти в Старый город, например, через Яффские ворота, и дойти до пересечения с
улицей Кардо. На этом перекрёстке религиозное направление выбирается буквально,
как направления сторон света: справа Еврейский квартал, слева и впереди –
Мусульманский, позади – Христианский.
Повернув
направо и, пройдя через Еврейский квартал, вы окажетесь у Стены Плача, то есть
в историческом центре Старого города, около того места, где началась история
Иерусалима и трёх религий, колыбелью которых он стал.
Отсюда,
со смотровой площадки у Стены Плача, открывается вид и на Сион, называемый
также Храмовой горой, и на ведущиеся рядом с ним раскопки так называемого
«города Давида» — древнего города, основанного, вероятно, не самим Давидом, а
его сыном и преемником Соломоном. В X веке до нашей эры он создал первое в
истории Палестины еврейское государство, которое включало в себя почти всю
территорию современного Израиля.
В
правление Соломона на Сионе был построен Первый Храм, который правильнее было
бы назвать дворцово-храмовым комплексом, т.к. к Храму непосредственно примыкал
царский дворец, из которого по специальному переходу можно было попасть прямо
во двор Храма. На этом дворе и совершались те праздничные жертвоприношения, о
которых столь подробно и красочно рассказывают библейские авторы.
* * *
Чтобы
в наши дни увидеть бывший храмовый двор, нужно подняться на Храмовую гору и
стать лицом к мечети Аль-Акса, построенной на месте разрушенного Храма в VIII
в. н.э. Пространство, отделяющее вход на гору от мечети, и занимало при
Соломоне храмовый двор. По всей вероятности, Храм же находился на том месте,
где сегодня находится мечеть…
Расцвет
древнего Израиля оказался, однако, недолгим. После смерти Соломона страна
распалась надвое, и Иерусалим остался столицей небольшого Иудейского царства,
включавшего в себя территорию Иудейского нагорья и южной Самарии. Поддержание в
должном порядке Храма и царского дворца стало затруднительным: государственный
бюджет Иудейского царства был несравним по возможностям с бюджетом Израиля
времён Соломона. Впрочем, город развивался и в этот период. Так, в IX – VIII вв.
до н.э. в Иерусалиме был построен водопровод и устроены специальные пруды, где
хранились запасы воды на случай осады.
Эти
предосторожности оказались не лишними. В середине VIII в. до н.э. город пережил
тяжёлую осаду во время войны с Ассирией. Но настоящая катастрофа разразилась в
VI в. до н.э. во время войны с Вавилонским царством: после довольно
продолжительного сопротивления город был взят штурмом, а спустя два года при
подавлении вспыхнувшего антивавилонского восстания и вовсе уничтожен. Храм был разрушен
до основания, городские стены срыты, а большая часть населения депортирована и
переселена в Вавилон.
* * *
Далеко
от земли обетованной, в еврейской общине Вавилона, появились первые синагоги.
Это были общинные собрания верующих евреев, которые собирались для совместной
молитвы и чтения священных текстов. Вначале такие общины воспринимались как
нечто временное, необходимое в чужой стране для того, чтобы не забыть о Боге и
о религии отцов. Но вскоре синагоги стали неотъемлемой частью еврейской национальной
и религиозной жизни. И впоследствии, когда у евреев появилась возможность
вернуться в Иерусалим и восстановить город, Синагога как религиозная община и
как национальный институт не исчезла, став основой национальной еврейской
религии — иудаизма. Наиболее ранние синагогальные постройки, известные сегодня
в Иерусалиме, находятся в Еврейском квартале Старого города и относятся к
периоду позднего Средневековья. Однако на территории Израиля археологами были
обнаружены и синагоги, построенные гораздо раньше, в эллинистический и в
римский периоды.
Возможность
возвращения на землю отцов появилась у евреев после завоевания Вавилонского
царства в конце VI в. до н.э. Персидской империей, которой правил Кир Великий.
Указом Кира на территории Иудейского нагорья создавалась еврейская национальная
автономия, и всем желающим евреям разрешалось вернуться в Иудею и селиться там.
Впоследствии, после разгрома в IV в. до н.э. Персидской империи армией
Александра Македонского, Иудея, не меняя своего статуса, входила в состав
эллинистических государств — вначале Египта, а затем Сирии.
Гонения
на иудейскую религию, начатые в середине II в. до н.э. правителем Сирии
Антиохом Епифаном, привели к антисирийскому восстанию, выросшему в религиозную
войну под предводительством Маккавеев. Эта война завершилась созданием на
территории Иудейского нагорья и южной Самарии независимого еврейского
государства. Оно просуществовало до середины I в. до н.э., когда его последние
правители стали вначале союзниками, а затем вассалами римских императоров.
В ту
эпоху в Иерусалиме велось большое строительство. Был кардинально перестроен и
Храм, архитектурный облик которого после реконструкции соединил в себе
восточные элементы с эллинистическими.
* * *
В
римский период в еврейской религиозной жизни чрезвычайно важную роль играли
существовавшие при синагогах религиозные братства, члены которых активно
участвовали в просветительской, благотворительной и миссионерской деятельности.
Членов таких братств объединяли друг с другом, прежде всего, священные братские
трапезы, кульминационным моментом которых было торжественное благословение
главой собрания хлеба и вина (такие благословения в то время были уже
традиционными). Братства имели свою, отличную от синагогальной, структуру и
собственных лидеров, которые играли немалую роль в жизни Синагоги. По-видимому,
многие синагоги были братскими синагогами, т.к. большую часть их прихожан
составляли члены того или иного братства.
Члены
этих братств с нетерпением ожидали прихода Мессии, Который положит конец власти
римлян и установит в Иудее настоящую, соответствующую Божиим установлениям,
власть — Царство Божие. Неудивительно, что проповедь Иисуса Назарянина,
звучавшая в Храме и на улицах Иерусалима, получила широкий отклик и толпа
встречала Его как Мессию и истинного Царя.
Впрочем,
мессианские движения в римский период в Иудее были не редки, и власти всегда
относились к ним с подозрением, опасаясь возможного восстания. Иисус не был
исключением, и казнь, совершившаяся неподалёку от городских стен, на месте,
широко известном сегодня под названием Голгофа, была неизбежным следствием
сложной политической игры, в которую оказались вовлечены и храмовая верхушка, и
лидеры Синагоги, и римские власти. Сегодня это место находится внутри городских
стен, но в евангельские времена оно находилось вне города (городские стены той
эпохи можно видеть в раскопах на улице Кардо).
Евангельские
рассказы повествуют о Воскресении Иисуса Христа, которое произошло неподалёку
от места казни, в пещере, где был погребён Иисус. Сегодня и место казни, и
место Воскресения Иисуса Христа находятся под кровлей огромного средневекового
сооружения — Храма Воскресения Христова, а вдоль всего пути, которым Иисусу
пришлось пройти в направлении Голгофы, стоят церкви и часовни разных конфессий
и конгрегаций.
Все
эти постройки появились в Средние века, а в евангельские времена Церковь была
одним из множества религиозных братств, имевшая, подобно другим
братствам, и свои синагоги. От членов других братств евреев-христиан отличала
вера в Воскресение и мессианство Иисуса Христа. Синагоги с христианской
символикой на стенах и потолках были обнаружены археологами в некоторых
израильских городах, в частности, в Назарете, но, возможно, они существовали
также и на месте Воскресения Иисуса Христа, не сохранившись, однако, до наших
дней.
Опасения
властей, касающиеся воинственных мессианских движений, полностью оправдались в 70 г. н.э., когда вспыхнуло
антиримское восстание, организованное радикально настроенными религиозными
кругами. После подавления восстания Иерусалим был разрушен до основания, от
Храма остался один фундамент, а евреям было запрещено селиться в Иерусалиме.
При императоре Адриане город получил новое, римское название — Элия Капитолина.
* * *
«Чужой
город» стоял на месте Иерусалима до IV в. н.э., когда Константин Великий, став
правителем Восточной Римской (впоследствии — Византийской) империи, легализовал
христианство и Церковь, прежде существовавшую полулегально. Городу было
возвращено исконное название, и он вскоре стал центром христианского паломничества.
На священных для христиан местах строились церковные здания — лёгкие
полуоткрытые базилики, большая часть которых до нашего времени не сохранилась.
Судя
по археологическим данным, такая базилика существовала и около пещеры, в
которой был погребён Иисус, на месте Храма Воскресения Христова. В VIII в.
н.э., после арабского завоевания Палестины, на Храмовой горе были построены две
мечети: Купол Скалы и мечеть Аль-Акса.
Иерусалим,
именовавшийся арабами Аль-Кудсом (Святым) стал третьей по значимости исламской
святыней после Мекки и Медины. Согласно кораническому преданию, именно сюда, в
Иерусалим, на Храмовую гору, перенёс архангел Джебраил (Гавриил) пророка
Мухаммеда в одном из его экстатических видений.
* * *
В XI
– XII веках, в эпоху Крестовых походов, на территории Палестины возникло
христианское Иерусалимское королевство. Именно к этому времени относится
перестройка Храма Гроба Господня, более известного в восточной традиции как
Храм Воскресения Христова, ставшего одним из образцов романского архитектурного
стиля.
Однако
свой нынешний вид Старый город обрёл позже, в оттоманский период, точнее в XVI
веке, когда Палестина входила в состав Оттоманской империи.
Турецкое
владычество, сменившее арабское, продолжалось вплоть до окончания в 1918 г. Первой мировой
войны, когда Палестина стала британской колонией, а правительством
Великобритании было принято решение о создании здесь еврейского национального
очага, сделавшее возможным организованную репатриацию евреев в Палестину.
На
протяжении довольно продолжительного времени в оттоманский период доступ к
христианским святыням был затруднён, и лишь давление на турецких султанов
России и других европейских стран изменило во второй половине XIX в. эту
ситуацию.
В
период британского господства ситуация несколько нормализовалась, и практика
регулярных и массовых паломничеств христиан в Иерусалим возобновилась.
* * *
С
образованием в 1948 г.
государства Израиль израильское правительство взяло на себя ответственность за
все имеющиеся в стране (после войны 1967 года – и во всем Иерусалиме) священные
места всех трёх религий, взяв на себя обязательство обеспечивать к ним
свободный доступ всем паломникам, независимо от их религиозной принадлежности.
Ныне
в Иерусалиме живут бок о бок три больших религиозных общины: иудейская,
христианская и мусульманская, а паломники — представители всех трёх религий
стекаются сюда со всех пяти континентов. И, наверное, каждый, кому известно
библейское пророчество одного из великих пророков Израиля, Исайи, о множестве
народов, которые придут в Иерусалим, чтобы здесь поклониться Богу, начинает
понимать, глядя на стекающиеся в город толпы паломников, что древние
пророчества исполняются чаще, чем об этом принято думать.