Главная
 
ИерусалимВторник, 19.03.2024, 11:38



Приветствую Вас Гость | RSS
Главная
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Иерусалим — город трёх религий

Иерусалим нередко называют городом трёх религий, в чем легко убедиться воочию. Достаточно войти в Старый город, например, через Яффские ворота, и дойти до пересечения с улицей Кардо. На этом перекрёстке религиозное направление выбирается буквально, как направления сторон света: справа Еврейский квартал, слева и впереди – Мусульманский, позади – Христианский.

Повернув направо и, пройдя через Еврейский квартал, вы окажетесь у Стены Плача, то есть в историческом центре Старого города, около того места, где началась история Иерусалима и трёх религий, колыбелью которых он стал.

Отсюда, со смотровой площадки у Стены Плача, открывается вид и на Сион, называемый также Храмовой горой, и на ведущиеся рядом с ним раскопки так называемого «города Давида» — древнего города, основанного, вероятно, не самим Давидом, а его сыном и преемником Соломоном. В X веке до нашей эры он создал первое в истории Палестины еврейское государство, которое включало в себя почти всю территорию современного Израиля.

В правление Соломона на Сионе был построен Первый Храм, который правильнее было бы назвать дворцово-храмовым комплексом, т.к. к Храму непосредственно примыкал царский дворец, из которого по специальному переходу можно было попасть прямо во двор Храма. На этом дворе и совершались те праздничные жертвоприношения, о которых столь подробно и красочно рассказывают библейские авторы.

 

* * *

Чтобы в наши дни увидеть бывший храмовый двор, нужно подняться на Храмовую гору и стать лицом к мечети Аль-Акса, построенной на месте разрушенного Храма в VIII в. н.э. Пространство, отделяющее вход на гору от мечети, и занимало при Соломоне храмовый двор. По всей вероятности, Храм же находился на том месте, где сегодня находится мечеть…

Расцвет древнего Израиля оказался, однако, недолгим. После смерти Соломона страна распалась надвое, и Иерусалим остался столицей небольшого Иудейского царства, включавшего в себя территорию Иудейского нагорья и южной Самарии. Поддержание в должном порядке Храма и царского дворца стало затруднительным: государственный бюджет Иудейского царства был несравним по возможностям с бюджетом Израиля времён Соломона. Впрочем, город развивался и в этот период. Так, в IX – VIII вв. до н.э. в Иерусалиме был построен водопровод и устроены специальные пруды, где хранились запасы воды на случай осады.

Эти предосторожности оказались не лишними. В середине VIII в. до н.э. город пережил тяжёлую осаду во время войны с Ассирией. Но настоящая катастрофа разразилась в VI в. до н.э. во время войны с Вавилонским царством: после довольно продолжительного сопротивления город был взят штурмом, а спустя два года при подавлении вспыхнувшего антивавилонского восстания и вовсе уничтожен. Храм был разрушен до основания, городские стены срыты, а большая часть населения депортирована и переселена в Вавилон.

 

* * *

Далеко от земли обетованной, в еврейской общине Вавилона, появились первые синагоги. Это были общинные собрания верующих евреев, которые собирались для совместной молитвы и чтения священных текстов. Вначале такие общины воспринимались как нечто временное, необходимое в чужой стране для того, чтобы не забыть о Боге и о религии отцов. Но вскоре синагоги стали неотъемлемой частью еврейской национальной и религиозной жизни. И впоследствии, когда у евреев появилась возможность вернуться в Иерусалим и восстановить город, Синагога как религиозная община и как национальный институт не исчезла, став основой национальной еврейской религии — иудаизма. Наиболее ранние синагогальные постройки, известные сегодня в Иерусалиме, находятся в Еврейском квартале Старого города и относятся к периоду позднего Средневековья. Однако на территории Израиля археологами были обнаружены и синагоги, построенные гораздо раньше, в эллинистический и в римский периоды.

Возможность возвращения на землю отцов появилась у евреев после завоевания Вавилонского царства в конце VI в. до н.э. Персидской империей, которой правил Кир Великий. Указом Кира на территории Иудейского нагорья создавалась еврейская национальная автономия, и всем желающим евреям разрешалось вернуться в Иудею и селиться там. Впоследствии, после разгрома в IV в. до н.э. Персидской империи армией Александра Македонского, Иудея, не меняя своего статуса, входила в состав эллинистических государств — вначале Египта, а затем Сирии.

Гонения на иудейскую религию, начатые в середине II в. до н.э. правителем Сирии Антиохом Епифаном, привели к антисирийскому восстанию, выросшему в религиозную войну под предводительством Маккавеев. Эта война завершилась созданием на территории Иудейского нагорья и южной Самарии независимого еврейского государства. Оно просуществовало до середины I в. до н.э., когда его последние правители стали вначале союзниками, а затем вассалами римских императоров.

В ту эпоху в Иерусалиме велось большое строительство. Был кардинально перестроен и Храм, архитектурный облик которого после реконструкции соединил в себе восточные элементы с эллинистическими.

 

* * *

В римский период в еврейской религиозной жизни чрезвычайно важную роль играли существовавшие при синагогах религиозные братства, члены которых активно участвовали в просветительской, благотворительной и миссионерской деятельности. Членов таких братств объединяли друг с другом, прежде всего, священные братские трапезы, кульминационным моментом которых было торжественное благословение главой собрания хлеба и вина (такие благословения в то время были уже традиционными). Братства имели свою, отличную от синагогальной, структуру и собственных лидеров, которые играли немалую роль в жизни Синагоги. По-видимому, многие синагоги были братскими синагогами, т.к. большую часть их прихожан составляли члены того или иного братства.

Члены этих братств с нетерпением ожидали прихода Мессии, Который положит конец власти римлян и установит в Иудее настоящую, соответствующую Божиим установлениям, власть — Царство Божие. Неудивительно, что проповедь Иисуса Назарянина, звучавшая в Храме и на улицах Иерусалима, получила широкий отклик и толпа встречала Его как Мессию и истинного Царя.

Впрочем, мессианские движения в римский период в Иудее были не редки, и власти всегда относились к ним с подозрением, опасаясь возможного восстания. Иисус не был исключением, и казнь, совершившаяся неподалёку от городских стен, на месте, широко известном сегодня под названием Голгофа, была неизбежным следствием сложной политической игры, в которую оказались вовлечены и храмовая верхушка, и лидеры Синагоги, и римские власти. Сегодня это место находится внутри городских стен, но в евангельские времена оно находилось вне города (городские стены той эпохи можно видеть в раскопах на улице Кардо).

Евангельские рассказы повествуют о Воскресении Иисуса Христа, которое произошло неподалёку от места казни, в пещере, где был погребён Иисус. Сегодня и место казни, и место Воскресения Иисуса Христа находятся под кровлей огромного средневекового сооружения — Храма Воскресения Христова, а вдоль всего пути, которым Иисусу пришлось пройти в направлении Голгофы, стоят церкви и часовни разных конфессий и конгрегаций.

Все эти постройки появились в Средние века, а в евангельские времена Церковь была одним из множества религиозных братств, имевшая,  подобно другим братствам, и свои синагоги. От членов других братств евреев-христиан отличала вера в Воскресение и мессианство Иисуса Христа. Синагоги с христианской символикой на стенах и потолках были обнаружены археологами в некоторых израильских городах, в частности, в Назарете, но, возможно, они существовали также и на месте Воскресения Иисуса Христа, не сохранившись, однако, до наших дней.

Опасения властей, касающиеся воинственных мессианских движений, полностью оправдались в 70 г. н.э., когда вспыхнуло антиримское восстание, организованное радикально настроенными религиозными кругами. После подавления восстания Иерусалим был разрушен до основания, от Храма остался один фундамент, а евреям было запрещено селиться в Иерусалиме. При императоре Адриане город получил новое, римское название — Элия Капитолина.

 

* * *

«Чужой город» стоял на месте Иерусалима до IV в. н.э., когда Константин Великий, став правителем Восточной Римской (впоследствии — Византийской) империи, легализовал христианство и Церковь, прежде существовавшую полулегально. Городу было возвращено исконное название, и он вскоре стал центром христианского паломничества. На священных для христиан местах строились церковные здания — лёгкие полуоткрытые базилики, большая часть которых до нашего времени не сохранилась.

Судя по археологическим данным, такая базилика существовала и около пещеры, в которой был погребён Иисус, на месте Храма Воскресения Христова. В VIII в. н.э., после арабского завоевания Палестины, на Храмовой горе были построены две мечети: Купол Скалы и мечеть Аль-Акса.

Иерусалим, именовавшийся арабами Аль-Кудсом (Святым) стал третьей по значимости исламской святыней после Мекки и Медины. Согласно кораническому преданию, именно сюда, в Иерусалим, на Храмовую гору, перенёс архангел Джебраил (Гавриил) пророка Мухаммеда в одном из его экстатических видений.

 

* * *

В XI – XII веках, в эпоху Крестовых походов, на территории Палестины возникло христианское Иерусалимское королевство. Именно к этому времени относится перестройка Храма Гроба Господня, более известного в восточной традиции как Храм Воскресения Христова, ставшего одним из образцов романского архитектурного стиля.

Однако свой нынешний вид Старый город обрёл позже, в оттоманский период, точнее в XVI веке, когда Палестина входила в состав Оттоманской империи.

Турецкое владычество, сменившее арабское, продолжалось вплоть до окончания в 1918 г. Первой мировой войны, когда Палестина стала британской колонией, а правительством Великобритании было принято решение о создании здесь еврейского национального очага, сделавшее возможным организованную репатриацию евреев в Палестину.

На протяжении довольно продолжительного времени в оттоманский период доступ к христианским святыням был затруднён, и лишь давление на турецких султанов России и других европейских стран изменило во второй половине XIX в. эту ситуацию.

В период британского господства ситуация несколько нормализовалась, и практика регулярных и массовых паломничеств христиан в Иерусалим возобновилась.

 

* * *

С образованием в 1948 г. государства Израиль израильское правительство взяло на себя ответственность за все имеющиеся в стране (после войны 1967 года – и во всем Иерусалиме) священные места всех трёх религий, взяв на себя обязательство обеспечивать к ним свободный доступ всем паломникам, независимо от их религиозной принадлежности.

Ныне в Иерусалиме живут бок о бок три больших религиозных общины: иудейская, христианская и мусульманская, а паломники — представители всех трёх религий стекаются сюда со всех пяти континентов. И, наверное, каждый, кому известно библейское пророчество одного из великих пророков Израиля, Исайи, о множестве народов, которые придут в Иерусалим, чтобы здесь поклониться Богу, начинает понимать, глядя на стекающиеся в город толпы паломников, что древние пророчества исполняются чаще, чем об этом принято думать.

                                                                                                                                                                                    


                                                                          

 

------

Поиск отелей

Дата заезда

Дата отъезда

-----------------------------------
------ --------- ............

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz