Вход на участок раскопок осуществляется через Мусорные ворота. Когда в конце VIII в. до н.э. этот район оказался в черте города, то более ранние гробницы были переделаны в цистерны и водоемы для новых домов, построенных над ними. Во времена царя Ирода многие постройки были снесены, чтобы освободить место для строительства огромной опоры, соединяющей арку высокого входа в Храм с лестницей, спускающейся к городу Давида. Византийцы строили здесь купальни и дома, но все это было погребено под тремя просторными сооружениями эпохи Омейядов (VIII в.). Северная часть этих зданий была полностью уничтожена в ходе раскопок.
Стены двух других построек эпохи Омейядов довольно хорошо сохранились и формируют своего рода проход, ведущий к лестнице в юго-западном углу Храма. В середине траншеи, ближе к западу, находится иродианская стена.
Здесь главным центром внимания является так называемая арка Робинсона. На этот выступ в южной части западной стены впервые обратил внимание американский исследователь Робинсон в 1841 г. Он посчитал, что это обломок гигантской разрушенной арки, части арочной системы, соединявшей Храмовую гору с Верхним городом. Однако после открытия арки Уилсона (см. выше), стало непонятным, как же могло существовать сразу два арочных моста – ведь по Иосифу Флавию должен был быть только один. Была выдвинута гипотеза, что арка Робинсона сохранилась от «Царского моста», а арка Уилсона – от «Моста первосвященника». Только во время систематических раскопок около арки Робинсона, предпринятых после Шестидневной войны были обнаружены фрагменты полукруглых сводов и арок, тянувшихся в южном направлении на 35 м. А затем, что самое важное, были обнаружены камни разрушенных ступеней лестницы, которая поверх семи сводов вела с подножия улицы к галерее Храмовой горы.
Так стало окончательно ясно, что арка Робинсона не служила в качестве опоры моста в Верхний город. Как пишет Меир Бен-Дов, на этом месте заключались финансовые сделки, особенно во время ежегодного паломничества. В долине Тиропейон, являющейся, по сути, котловиной, вдоль улицы у подножья Храмовой горы образовался своего рода торговый центр. Южная часть сооружений Храмовой горы, на которую не распространялась святость Храма, была использована для рынка и «торгового центра». «Чтобы предотвратить толкучку, пробки, обычные в таком бойком месте, и была возведена эта постройка, названная учеными «аркой Робинсона». По сути, было создано архитектурное сооружение, предназначенное для движения больших масс народа. Такое сегодня можно встретить на многих центральных перекрестках и развязках. «Арка Робинсона» была первым таким сооружением в мире».
На стене можно разглядеть надпись на древнееврейском: «И увидите это, и возрадуется сердце ваше, и кости ваши расцветут, как молодая зелень» (Ис., 66:14). Скорее всего, она была высечена во время короткого правления Юлиана Отступника (361-63 гг. н.э.), который позволил иудеям начать восстанавливать Храм.
Огромные плиты у подножия ступеней – часть мостовой улицы I в. Скорее всего, улица возникла, как часть проекта Агриппы II (62-64 гг. н.э.), когда ему надо было найти занятие для 18 000 строителей после того, как возведение Храма было завершено.
В основании опоры арки Робинсона видны четыре небольших торговых лавки. На северной стороне опоры – два лестничных пролета того же времени. Один из них, посредством последовательно расположенных сводов, поднимался в Верхний город.
После завоевания Иерусалима римляне систематически разрушали внешнюю стену Храма. Используя рычаги, они сбрасывали камни на внешние улицы. Так появились трещины на мостовой. Археологи намеренно оставили все эти камни именно в том положении, в каком они были найдены, для иллюстрации драматического момента.
Сразу за воротами южного омейядского приюта для паломников – остатки лестничного пролета, который вел в центральный двор. Напротив – вход во дворец Омейядов, руины которого были раскрыты при раскопках. В северо-восточном углу по металлической лестнице можно подняться в средневековую башню, которая была, возможно, построена крестоносцами, а затем перестроена Саладином в 1191 г. и мамлюками в конце XV в. С вершины башни хорошо видна планировка дворца. Становится ясно, что стена XVI в. была возведена на восточной и южной стенах дворца; внутри длинные прямоугольные комнаты образуют двор.
Слева от отреставрированного восточного входа во дворец винтовая металлическая лестница ведет вниз в Византийский дом. Крыша и оформление стен – реконструкция, но мозаичные полы – аутентичны. Через дренажную трубу Омейядов можно пройти из северной в южную часть дома, откуда еще одна винтовая лестница ведет ниже к великолепной иродианской цистерне.
ДВОЙНЫЕ И ТРОЙНЫЕ ВОРОТА
Двойные и Тройные ворота объединяются под общим названием Ворота Хульды. Хульда на древнееврейском означает «крыса», кроме того, в Библии упоминается некая пророчица Хульда, жившая во времена царя Иосии. Предположительно, рядом с этими воротами в эпоху Второго Храма находилась ее гробница (реконструкцию можно увидеть на макете Иерусалима). Видимо, в восточные ворота входили, а в западные выходили.
На этом участке стены ясно видны различия между частью, возведенной Омейядами в VIII в. и той, что достроили Османы в XVI в. В нижней, Омейядской части врезаны два фрагмента огромного белого карниза. Крест с гирляндами, изображенный на нем, указывает на то, что элемент ранее был частью некоего христианского здания – возможно, церкви Неа, построенной Юстинианом в 543 г.
Широкий лестничный пролет, ведущий к Двойным воротам, принадлежит к эпохе Ирода. Большая часть Двойных ворот (западные ворота Хульды) скрыта средневековой башней. Только небольшая восточная часть их видна сейчас. К иродианским временам могут относиться большой карниз и дополнительная арка, но орнаментированный дугообразный карниз – эпохи Омейядов. В третьем ряду каменной кладки над ним – перевернутая римская надпись. Она посвящена Антонину, приемному сыну Адриана, и могла быть на одной из статуй, стоявших на Храмовой горе после того, как Иерусалим превратился в Элию Капитолину.
К востоку от лестницы расположены миквы - иудейские ритуальные купальни. Одна из них отличается особой конфигурацией и величиной, и, по всей видимости, предназначалась для священников.
Тройные ворота имеют омейядскую форму, но в них все еще виден лепной западный косяк ворот Хульды. Двери были заблокированы в XI в. От первоначальной монументальной лестницы осталась только часть поддерживающей арки, высеченная прямо в скале. Дальше в восточном направлении – Одиночные ворота. Они были созданы храмовниками как боковая дверь и запечатаны Саладином в 1187 г.
Рядом с ними расположены руины византийского здания.