ЮГО-ЗАПАДНЫЙ УГОЛ
Вход на участок раскопок осуществляется через Мусорные ворота. Когда в конце VIII в. до н.э. этот район оказался в черте города, то более ранние гробницы были переделаны в цистерны и водоемы для новых домов, построенных над ними. Во времена царя Ирода многие постройки были снесены, чтобы освободить место для строительства огромной опоры, соединяющей арку высокого входа в Храм с лестницей, спускающейся к городу Давида. Византийцы строили здесь купальни и дома, но все это было погребено под тремя просторными сооружениями эпохи Омейядов (VIII в.). Северная часть этих зданий была полностью уничтожена в ходе раскопок.
![]() |
![]() |
![]() |
Стены двух других построек эпохи Омейядов довольно хорошо сохранились и формируют своего рода проход, ведущий к лестнице в юго-западном углу Храма. В середине траншеи, ближе к западу, находится иродианская стена.
![]() |
![]() |
Здесь главным центром внимания является так называемая арка Робинсона. На этот выступ в южной части западной стены впервые обратил внимание американский исследователь Робинсон в 1841 г. Он посчитал, что это обломок гигантской разрушенной арки, части арочной системы, соединявшей Храмовую гору с Верхним городом. Однако после открытия арки Уилсона (см. выше), стало непонятным, как же могло существовать сразу два арочных моста – ведь по Иосифу Флавию должен был быть только один. Была выдвинута гипотеза, что арка Робинсона сохранилась от «Царского моста», а арка Уилсона – от «Моста первосвященника». Только во время систематических раскопок около арки Робинсона, предпринятых после Шестидневной войны были обнаружены фрагменты полукруглых сводов и арок, тянувшихся в южном направлении на 35 м. А затем, что самое важное, были обнаружены камни разрушенных ступеней лестницы, которая поверх семи сводов вела с подножия улицы к галерее Храмовой горы.
Так стало окончательно ясно, что арка Робинсона не служила в качестве опоры моста в Верхний город. Как пишет Меир Бен-Дов, на этом месте заключались финансовые сделки, особенно во время ежегодного паломничества. В долине Тиропейон, являющейся, по сути, котловиной, вдоль улицы у подножья Храмовой горы образовался своего рода торговый центр. Южная часть сооружений Храмовой горы, на которую не распространялась святость Храма, была использована для рынка и «торгового центра». «Чтобы предотвратить толкучку, пробки, обычные в таком бойком месте, и была возведена эта постройка, названная учеными «аркой Робинсона». По сути, было создано архитектурное сооружение, предназначенное для движения больших масс народа. Такое сегодня можно встретить на многих центральных перекрестках и развязках. «Арка Робинсона» была первым таким сооружением в мире».
![]() |
![]() |
![]() |
На стене можно разглядеть надпись на древнееврейском: «И увидите это, и возрадуется сердце ваше, и кости ваши расцветут, как молодая зелень» (Ис., 66:14). Скорее всего, она была высечена во время короткого правления Юлиана Отступника (361-63 гг. н.э.), который позволил иудеям начать восстанавливать Храм.
![]() |
![]() |
Огромные плиты у подножия ступеней – часть мостовой улицы I в. Скорее всего, улица возникла, как часть проекта Агриппы II (62-64 гг. н.э.), когда ему надо было найти занятие для 18 000 строителей после того, как возведение Храма было завершено.
![]() |
![]() |
![]() |
В основании опоры арки Робинсона видны четыре небольших торговых лавки. На северной стороне опоры – два лестничных пролета того же времени. Один из них, посредством последовательно расположенных сводов, поднимался в Верхний город.
![]() |
![]() |
![]() |
После завоевания Иерусалима римляне систематически разрушали внешнюю стену Храма. Используя рычаги, они сбрасывали камни на внешние улицы. Так появились трещины на мостовой. Археологи намеренно оставили все эти камни именно в том положении, в каком они были найдены, для иллюстрации драматического момента.
![]() |
![]() |
![]() |
Сразу за воротами южного омейядского приюта для паломников – остатки лестничного пролета, который вел в центральный двор. Напротив – вход во дворец Омейядов, руины которого были раскрыты при раскопках. В северо-восточном углу по металлической лестнице можно подняться в средневековую башню, которая была, возможно, построена крестоносцами, а затем перестроена Саладином в 1191 г. и мамлюками в конце XV в. С вершины башни хорошо видна планировка дворца. Становится ясно, что стена XVI в. была возведена на восточной и южной стенах дворца; внутри длинные прямоугольные комнаты образуют двор.
![]() |
![]() |
![]() |
Слева от отреставрированного восточного входа во дворец винтовая металлическая лестница ведет вниз в Византийский дом. Крыша и оформление стен – реконструкция, но мозаичные полы – аутентичны. Через дренажную трубу Омейядов можно пройти из северной в южную часть дома, откуда еще одна винтовая лестница ведет ниже к великолепной иродианской цистерне.
ДВОЙНЫЕ И ТРОЙНЫЕ ВОРОТА
![]() |
![]() |
![]() |
Двойные и Тройные ворота объединяются под общим названием Ворота Хульды. Хульда на древнееврейском означает «крыса», кроме того, в Библии упоминается некая пророчица Хульда, жившая во времена царя Иосии. Предположительно, рядом с этими воротами в эпоху Второго Храма находилась ее гробница (реконструкцию можно увидеть на макете Иерусалима). Видимо, в восточные ворота входили, а в западные выходили.
![]() |
![]() |
![]() |
На этом участке стены ясно видны различия между частью, возведенной Омейядами в VIII в. и той, что достроили Османы в XVI в. В нижней, Омейядской части врезаны два фрагмента огромного белого карниза. Крест с гирляндами, изображенный на нем, указывает на то, что элемент ранее был частью некоего христианского здания – возможно, церкви Неа, построенной Юстинианом в 543 г.
![]() |
![]() |
![]() |
Широкий лестничный пролет, ведущий к Двойным воротам, принадлежит к эпохе Ирода. Большая часть Двойных ворот (западные ворота Хульды) скрыта средневековой башней. Только небольшая восточная часть их видна сейчас. К иродианским временам могут относиться большой карниз и дополнительная арка, но орнаментированный дугообразный карниз – эпохи Омейядов. В третьем ряду каменной кладки над ним – перевернутая римская надпись. Она посвящена Антонину, приемному сыну Адриана, и могла быть на одной из статуй, стоявших на Храмовой горе после того, как Иерусалим превратился в Элию Капитолину.
![]() |
![]() |
К востоку от лестницы расположены миквы - иудейские ритуальные купальни. Одна из них отличается особой конфигурацией и величиной, и, по всей видимости, предназначалась для священников.
![]() |
![]() |
![]() |
Тройные ворота имеют омейядскую форму, но в них все еще виден лепной западный косяк ворот Хульды. Двери были заблокированы в XI в. От первоначальной монументальной лестницы осталась только часть поддерживающей арки, высеченная прямо в скале. Дальше в восточном направлении – Одиночные ворота. Они были созданы храмовниками как боковая дверь и запечатаны Саладином в 1187 г.
![]() |
![]() |
![]() |
Рядом с ними расположены руины византийского здания.