Небольшая подземная комната, расположенная у входа в ныне закрытые для посещения Конюшни царя Соломона, обширные подземные помещения, где некогда крестоносцы действительно содержали лошадей. С царем Соломоном это место, однако, не имеет никакой связи - это субструктуры, возведенные в процессе строительства Второго Храма.
Этот участок почитается в мусульманской традиции как место, где пророк Иса (Иисус) и Его мать отдыхали, прежде чем отправиться в Египет, спасаясь от гнева Ирода. В свою очередь христианская традиция усматривает здесь место, куда был положен Младенец Иисус, когда Его принесли в Храм. В Средние века считали, что здесь же находился дом Симеона Богоприимца, принимавшего у себя Святое Семейство.
Святилище состоит из большой каменной глыбы с раскрашенным полукуполом, покоящимся на четырех мраморных колоннах. Возможно, когда-то здесь была ниша для римской статуи, находившейся, вероятно, в храме Юпитера.
ТРОН МУХАММЕДА
Обломок византийской колонны, выдающийся из Восточной стены, называется в исламский традиции "Троном Мухаммеда". По легенде. именно на нем будет сидеть пророк в дни Страшного суда и судить народы.
ДЖАМА АН-НИСА (МЕЧЕТЬ ЖЕНЩИН)
Называемое также Белой Мечетью и мечетью Абу Бакра в честь первого и ближайшего сподвижника пророка Мухаммеда, это здание было построено в эпоху крестоносцев и первоначально служило арсеналом. Первый этаж здания сохранился полностью, а верхний был в свое время перестроен. В настоящее время в здании расположена Студия исследования ислама.
МАРОККАНСКАЯ МЕЧЕТЬ (МУЗЕЙ ИСЛАМСКОГО ИСКУССТВА)
Считается, что Марокканская мечеть построена между 660 и 750 годами, в период правления омейядских халифов. Ее капитальная реставрация была произведена в 1871 году.
В 1927 году Высший исламский совет основал в ней один из первых в стране музеев, где собраны редкие издания Корана, фирманы, оружие, нумизматические и другие коллекции, связанные с богатой историей Ислама на Святой Земле.
МЕДРЕСЕ АЛЬ-ПАХАРИЯ
Это здание, именуемое также заавией – «гостиницей» для мусульманских духовных лиц, - было построено в 1330 году и названо по имени кади (судьи) Пахара ад-Дина Мухаммеда, копта, принявшего Ислам и служившего при дворе султана надзирателем государственной казны. Минарет при медресе возведен в 1278 году. В настоящее время в здании располагается руководство Музея исламского искусства.
ФОНТАН ЭЛЬ-КАС
Сабиль (фонтан) эль-Кас, то есть «Бокал», или «Стакан», был построен правителем Дамаска, мамлюкским эмиром Саифом ад-Дином Танкизом в 1320 году и действительно напоминает по форме стакан, значительно отличаясь от восточных фонтанов традиционных форм. Он искусно вырезан из одного куска камня.
Фонтан имеет особое назначение: он предназначен для омовения лица, рук и ног перед молитвой. Будучи самым большим фонтаном на Храмовой горе, эль-Кас оснащен центральным «бассейном» со множеством кранов для одновременного обслуживания многих мусульман, готовящихся к молитве.
Мозаики фонтана и краны сделаны в XVIII-XIX веках, а сиденья поставлены уже в ХХ веке.
ФОНТАН КАИТ-БЕЙ
Сабиль (фонтан) Каит-Бей – одно из самых красивых сооружений на Храмовой горе. Его формы типичны для конца эпохи мамлюков с каирскими влияниями. не исключено, что изначально он должен был стать частью здания медресе Ашрафийя (1482 г.). В 1883 г., как следует из посвятительной надписи, он был отреставрирован султаном Абдул Хамидом. Фонтан расположен в северо-западном углу маленького открытого оратория (масалла) со свободно стоящим михрабом в южной части.
Большая цистерна под фонтаном была частью прохода времен Ирода, впервые обнаруженного археологом сэром Чарльзом Уорреном под Баб-аль-Матара. Общая высота сооружения – 13,28 м. На южной, западной и северной сторонах прямоугольного основания – окна, забранные металлическими решетками (некоторые из них – османского времени). Дверь проделана в восточной стороне. В каждом углу стоит по колонне, украшенной рельефами и капителью в форме сталактита.
КУББАТ АН-НАХАВИЯ (КУПОЛ ГРАММАТИКИ)
Здание, согласно арабской традиции, построено в 1207 году дамасским правителем аль-Муаззамом Исой. Здесь преподавали арабский язык и литературу. Купол Грамматики в свое время стал специализированным филологическим «институтом», сыгравшим большую роль в развитии арабской культуры. В нем преподавали самые знаменитые в арабском мире знатоки предмета.
План здания – это две комнаты и прямоугольный зал с парадным входом на северном фасаде. Фасад украшен растительным и геометрическим орнаментами, а также витыми мраморными колоннами, характерными для архитектурного стиля эпохи крестоносцев. Последняя деталь поддерживает гипотезу, что здание было построено раньше, при правлении иерусалимских королей, то есть до 1187 года.
КУББАТ ЮСУФ (КУПОЛ ЮСУФА)
В названии этого сооружения, построенного в конце XII века, запечатлена память о правлении султана Салах ад-Дина, которого современники называли «султаном Юсуфом» по одному из его имен (полное имя султана - аль-Малик ан-Насер ас-Султан Салах ад-Дин Юсуф ибн Айюб), которое было дано будущему султану в честь библейского Иосифа.
Есть предположение, что изначально это здание входило в систему городских оборонительных сооружений, воздвигнутых при Салах ад-Дине или его преемниках, опасавшихся нового вторжения крестоносцев.
ЛЕТНЯЯ КАФЕДРА (КАФЕДРА БУРХАН АД-ДИН)
Минбар построен при султане Салах ад-Дине в конце XII века, а в середине XIV века значительно обновлен верховным судьей Бурхан эд-Дином. Последние реставрационные работы производились в 1843 году.
Кафедра-минбар была предназначена для чтения проповедей и отправления особых молитв о ниспослании дождя, поэтому первоначально была передвижной.
Кафедра, украшенная мраморными панно и геометрическими орнаментами, считается одним из шедевров исламской архитектуры и искусства эпохи мамлюкских султанов.
КУПОЛ ВОЗНЕСЕНИЯ (КУББАТ АЛЬ-МИ’РАДЖ)
Купол Вознесения был, как считается, сооружением в виде беседки, возведенной на Храмовой горе в эпоху крестоносцев и служившей баптистерием, то есть крещальней.
В 1200 году мусульмане восстановили ее из плачевного состояния, в которое она пришла к тому времени, и заложили мраморными стенами, превратив в закрытое здание. В то время уже было распространено предание, что это место является одним из священных мест, где пророк Мухаммед совершал молитвы перед своим вознесением на небеса.