Еврейское кладбище, расположенное на склоне Елеонской горы, возможно, является древнейшим «действующим» кладбищем. Его относят к библейским временам. Вероятно, оно начало разрастаться в правление царя Соломона. Археологи находили здесь остатки гробниц, выбитых в скальной породе на поверхности, то есть «облегченного», не пещерного типа, времен Ветхого Завета, а также эллинистической и иродианской эпох.
Согласно весьма устойчивым и вызывающим даже в наши дни живой отклик преданиям – иудейским, христианским и мусульманским – именно в этом «земном месте» начнется воскрешение мертвых и произойдет Страшный Суд. И не удивительно, что многие состоятельные евреи по всему миру мечтают приобрести здесь участок, пусть и по заоблачной цене.
Фактически можно считать частью еврейского кладбища и северный участок склона Елеонской горы, где расположены известные памятники-гробницы: Гробница (Столп) Авессалома, Гробница Иосафата, Гробница Захарии, Гробница сыновей Хезира, Гробница дочери фараона.
ГРОБНИЦЫ В ДОЛИНАХ
Библейские пророки по-разному определяли то место, где Бог будет судить мир. Иоиль считал, что это произойдет в долине Иосафата: «Я соберу все народы, и приведу их в долину Иосафата, и там произведу над ними суд за народ Мой и за наследие Мое, Израиля, который они рассеяли между народами, и землю Мою разделили» (3:2).
Захария склонялся к тому, что Страшный суд будет иметь место на Масличной горе: «Тогда выступит Господь и ополчится против этих народов, как ополчился в день брани. И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая перед лицем Иерусалима к востоку; и раздвоится гора Елеонская от востока к западу весьма большою долиною, и половина горы отойдет к северу, а половина ее - к югу» (14:3-4).
Позже было найдено решение, объединяющее обе точки зрения – Кедронская долина и есть долина Иосафата. Впервые оно записано у паломника из Бордо (333 г.). Поэтому на склонах этой долины располагаются многочисленные кладбища. Впрочем, первые захоронения появились в этих местах задолго до писаний пророков.
Некоторые из гробниц имеют необычную форму и издавна пробуждали любопытство. Особенно знамениты три из них, называемые в народе «Гробницей Авессалома», «Гробницей Захариии», «Гробницей дочери фараона».
ГРОБНИЦА (СТОЛП) АВЕССАЛОМА
О древнем монументе, находящемся у подножия Елеонской горы, ходит много легенд. С именем сына царя Давида, мятежным Авессаломом, его связывает библейская история:
«Авессалом еще при жизни своей взял и поставил себе памятник в царской долине; ибо сказал он: нет у меня сына, чтобы сохранилась память имени моего. И назвал памятник своим именем. И называется он «памятник Авессалома» до сего дня» (2 Цар., 18:18).
Однако само это предание появилось довольно поздно – впервые его упоминает Беньямин из Туделы в 1170 г., да и сам памятник-надгробие, являющий собою смешение греческой и египетской архитектурных традиций, был воздвигнут, как полагают, в конце I века до н.э. Недаром в местной традиции его именуют не иначе как «Тиарой Фараона». Постройка должна была служить погребальным памятником для восьмикамерных катакомб.
Долгое время существовала традиция бросать в это надгробие камни в знак осуждения Авессалома. Со временем оно было забросано почти до половины, и в 1925 году Общество исследования Эрец Исраэль, производя чистку исторической местности, «освободило» побитый камнями монумент.
Некогда конус венчало каменное изваяние руки, что подтверждают старинные рисунки и еврейское название монумента – Яд Авшалом («Рука Авессалома»). Как она исчезла, не известно, но полтора века назад бытовала легенда, что ее отстрелил не кто иной, как Наполеон, когда узнал, что это за памятник. «Рука, поднятая на отца-царя, должна быть отсечена», – якобы изрек он. Легенда могла бы прижиться, если бы не было точно известно, что Бонапарт в Иерусалиме не появлялся.
ГРОБНИЦА ЗАХАРИИ
Полностью высеченный из скалы, этот надгробный памятник в нижней своей части напоминает находящийся поблизости Столп Авессалома. Предположительно, как и гробница сыновей Хезира, он принадлежит одному из древних священнических родов.
Еврейская традиция утверждает, что это – гробница священника Захарии, сына Иодая, убитого по приказанию нечестивого царя Иоаса за то, что обличал его в грехах, прямо на дворе Храма, дома Господня (2-я Пар., 24:21).
Есть традиция, по которой это убийство стало причиной гибели Первого Храма, поскольку одно злодеяние вместило в себя сразу семь тяжких преступлений: 1. убийство священника, 2. убийство пророка, 3. убийство судьи, 4. осквернение пределов Храма, 5. пролитие невинной крови, 6. совершение преступления в шаббат и 7. одновременно в праздник Йом Кипур (День Искупления).
Вместе с тем первые упоминания этой гробницы как могилы именно священника Захарии появляются лишь в XIII веке.
В свою очередь, некоторые христианские ученые связывают это надгробие с местом захоронения другого священника Захарии – отца Иоанна Крестителя, - считая, что именно его имел в виду Иисус, когда осуждал книжников и фарисеев:
«Да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником» (Мф, 23:35).
Впрочем, древнееврейская надпись на архитраве над двумя дорическими колоннами идентифицирует памятник как принадлежащий священнической семье Бней Хезир. Эта гробница более ранняя, чем Гробница Авессалома; она датируется второй половиной II в. до н.э.
ГРОБНИЦА ДОЧЕРИ ФАРАОНА
Другое название этого памятника – Силуанский монолит. Французский археолог XIX века де Сольси романтически отождествил эту гробницу с храмом, воздвигнутым царем Соломоном для его египетской жены:
«Соломон породнился с фараоном, царем Египетским, и взял за себя дочь фараона и ввел ее в город Давидов, доколе не построил дома своего и дома Господня и стены вокруг Иерусалима» (3 Цар., 3:1).
На первый взгляд гробница выглядит так же, как и другие домики в деревне Сильван, но она не имеет окон. Арка чуть ниже гробницы была добавлена в XIX веке, чтобы облегчить доступ к ней. Ее построили в VIII в. до н.э., срезав прилегающую скалу: на каменный куб была помещена пирамида, как и в «Гробнице Захарии». Позже пирамида была сильно повреждена в результате работы каменоломни в ее непосредственной близости. Дальнейший ущерб памятнику нанес поселившийся в нем византийский отшельник – чтобы расширить вход, он уничтожил часть стены с древнееврейской надписью (две буквы все еще видны).
ГРОБНИЦА ИОСАФАТА
Позади Столпа Авессалома находится высеченная в скале пещера с красивым портиком. Предание связывает ее с местом погребения иудейского царя Иосафата, хотя в библейском тексте ясно указано:
«И почил Иосафат с отцами своими, и был погребен с отцами своими в городе Давида, отца своего…» (3 Цар, 22:50).
Историки датируют этот памятник, как и Столп Авессалома, II в. до н.э.
ГРОБНИЦА СЫНОВЕЙ ХЕЗИРА
Пещера, находящаяся справа от Столпа Авессалома, украшена двумя колоннами, поддерживающими архитрав дорического ордера. Ее принадлежность исторически достоверна.
На архитраве найдена надпись на иврите: «Это могила Елиезера, Хания, Иоезера, Иегуды, Шимона, Иоханана, сыновей Иосифа Бен Оведа, Иосифа и Елиезера сыновей Хании, священников из дома Хезира».
Древний священнический род Хезира упоминается в Библии: в Первой книге Паралипоменон и в книге Неемии.
Колонны и архитрав датируются временем Хасмонеев – концом II – I веками до н. э.
В местной народной традиции эту гробницу называют «Домом прокаженных» и «Домом свободных». Это связано с легендой, гласящей, что царь Осия (769-740 до н.э.) стал скрываться в пещере, когда заболел проказой. Он освободил себя от прямого управления царством, передав власть своему сыну Иофаму. Наконец, есть еще одно местное название пещеры – «Диван Фараона», происхождение которого весьма смутно.
В свою очередь, армянская традиция связывает эту пещеру с местом первого погребения апостола Иакова, брата Господня. Позднее его голова была перезахоронена под главным алтарем соборного храма Святого Иакова, а тело святого - перенесено его учениками в Испанию, где оно и находится поныне в соборе города Сантьяго де Компостела.
Другое предание гласит, что после распятия Иисуса апостол Иаков прятался в этой пещере из страха перед римлянами и иудеями, и здесь же воскресший Иисус явился ему, о чем позднее упоминал апостол Павел:
«Потом явился Иакову, также всем Апостолам…» (1-е Коринфянам, 15, 7)
ГРОБНИЦА ЦАРЕЙ
Самый монументальный древний некрополь Иерусалима находится в 800 метрах к северу от Старого Города, на Шхемской дороге, как и расположенная вблизи него Садовая могила.
Первые исследователи XIX века дали этому некрополю такое название, надеясь, что открыли гробницы иудейских царей. В заблуждение их ввел величественный фасад комплекса. Выяснилось, однако, что это – фамильный некрополь Елены, царицы Адиабены (северная Месопотамия), которая приняла иудаизм. О ней можно прочитать у Иосифа Флавия (Иудейские Древности, кн. 20, гл. 2).
«В Иерусалим она прибыла во время великого голода (между 46-48 гг.) и немедленно начала раздавать бедным еду. Решив остаться в городе, царица выстроила себе дворец в Нижнем городе, где и прожила 20 лет. Где-то в 64-65 гг. умер ее сын Изат, и она поспешила на родину. Она пережила его ненадолго, и вскоре умерла от старости и от тоски по сыну. Монобаз отправил останки ее и брата в Иерусалим, где распорядился похоронить их в тех трех пирамидах, которые на расстоянии трех стадий от города воздвигла Елена» (Древности, кн. 20, гл. 4).
Греческий историк и географ Павсаний (II век н.э.) признавал гробницу Елены Адиабенской второй по роскоши и величию после усыпальницы легендарного царя Мавзола, вошедшей в число семи чудес света.
Девятиметровой ширины лестница вела в открытый двор, где находились несколько ритуальных бассейнов для омовения. 28-метровой высоты фасад венчали три пирамиды. Архитрав поддерживали две колонны, фрагменты которых найдены при раскопках.
Вход в усыпальницы закрывался огромным круглым камнем, который сдвигался с помощью секретного механизма, основанного на системе водного поршня.
Внутреннее помещение, хохим, имело ниши, куда помещали умерших. Хотя грабители и вынесли из гробницы все ценности, они не нашли саркофага Елены. При раскопках был обнаружен каменный саркофаг, на котором найдена надпись – «Царица Саддан» (арамейское имя царицы), – указавшая принадлежность некрополя. Теперь саркофаг находится в Лувре. Строители, опасаясь волнений (уже готово было разразиться Первое Восстание), поместили его не в главной камере, а в одной из нижних.
ГРОБНИЦА СЕМЬИ ИРОДА
Некрополь расположен немногим западнее горы Сион.
Царь Ирод Великий построил для себя грандиозную крепость-гробницу – Иродион - вблизи Вифлеема. Иерусалимские гробницы в долине Хиннома были «пожалованы» им своей казненной супруге Мариамне и другим членам семьи, ставшим жертвами его параноидальных страхов.
Существование семейной гробницы Ирода в Иерусалиме засвидетельствовано Иосифом Флавием: здесь в 5 г. до н.э. был похоронен младший брат царя. «Хотя Ирод любил брата до конца его дней, молва все-таки и эту смерть приписывала ему: говорили, что он отравил его ядом. Его тело Ирод велел перевести в Иерусалим, предписал всему народу самый глубокий траур и устроил ему блестящие похороны» (Иудейская война, кн. 1, гл. 29).
Известно, что она располагалась в западной части города, так как описывая возведение римской обводной стены в 70 г., Иосиф Флавий указывает ее в качестве ориентира: «затем стена подымалась по направлению к усыпальнице первосвященника Анана и, обняв гору, на которой некогда расположился лагерем Помпей, обратилась к северу, мимо деревни Эребинтона, охватила затем памятник Ирода и примыкала опять к востоку, к лагерю Тита, где она началась» (Иудейская война, кн. 5, гл. 12)
При раскопках были обнаружены основание пирамиды, пролет лестницы, площадь двора, вход, закрытый круглым камнем и, наконец, внутреннее помещение с тремя разграбленными каменными саркофагами. Грабители добрались до гробницы раньше археологов, этим и объясняется малый объем найденного.
Саркофаги оставались в гробнице до Второй мировой войны, когда англичане решили использовать гробницу под бомбоубежище и перенесли их в монастырь Константина.
СИНАГОГИ СТАРОГО ИЕРУСАЛИМА
Среди синагог еврейского квартала Иерусалима некоторые имеют особое значение в еврейской Истории.
СЕФАРДСКИЕ СИНАГОГИ
Синагога Рамбана названа в память о выдающемся ученом Средних веков – рабби Моше бен Нахмане, сокращенно – Рамбане (1194-1270). Талмудист, каббалист, философ, поэт и врач, Рамбан пользовался славой и уважением во всей Испании. После его победы в публичном диспуте о вере доминиканский орден, который в 1232 году возглавил Святую инквизицию, обвинил Рамбана в хуле на христианство. Король, хорошо знавший мудреца и его взгляды, смог уберечь его от расправы, но Испанию рабби пришлось покинуть.
В 1267 он приехал в Иерусалим. В городе и округе было много пустовавших домов, и один из них Рамбан выбрал для устройства синагоги. Сейчас в синагоге демонстрируется копия письма, написанного Рамбаном в 1267 г. Он описывает ужасные условия городской жизни и то, что из населения в 2000 человек в Иерусалиме проживало только двое евреев, бедных красильщиков. Наконец, в письме рассказывается, как Рамбан превратил руины в синагогу. Свитки Торы были привезены из Наблуса.
Новая синагога привлекла больше евреев в Иерусалим. Здесь был центр общинной жизни, тут же получали приют и помощь еврейские паломники, приезжавшие в Иерусалим. Предполагается, что этот дом стоял на горе Сион, поскольку на территорию еврейского квартала, в пределы городских стен, еврейская община переселилась лишь к началу XV века. Тогда и была построена новая синагога, ставшая «правопреемницей» первой рамбановской синагоги. Вскоре, однако, ее пришлось закрыть и искать другое молитвенное место, поскольку, согласно преданию, рядом появилась мечеть с минаретом. Ее построил на месте своего дома некий еврей, перешедший в ислам.
В 1474 году синагога обрушилась после сильного ливня. Споры, возникшие по поводу собственности здания, закончились его полным разрушением. После вмешательства султана Каит Бея евреям было разрешено отстроить синагогу вновь. Строительство было завершено в 1523 г. По некоторым свидетельствам, это была в то время единственная синагога в Иерусалиме. В 1586 году турецкие власти запретили проводить в ней молитвы, хотя и оставили здание в собственности еврейской общины. Почти четыреста лет оно использовалось под разные нужды – то как торговая лавка, то как сыроварня. И лишь после Шестидневной войны 1967 года в здании была вновь открыта синагога, ставшая в веках одним из символов возвращения еврейского народа к Сиону.
Синагога Хурва привлекает внимание туристов величественной аркой. История ее создания такова. В 1700 г. в Иерусалим из Польши прибыл рабби Иуда Хасид с группой из 200 евреев-ашкеназов. Еврейская община города в то время насчитывала уже 1200 человек, главным образом, сефардов. Хасиды во главе с р. Иудой хотели дождаться в Иерусалиме прихода Машиаха и приблизить час искупления. В течение нескольких лет приехали еще полторы тысячи евреев из Польши. Сразу же после приезда решено было купить землю и построить синагогу. Община не была богата, и деньги для этой цели пришлось занимать у состоятельных арабов. Ожидалось, что из Европы поступят средства на дальнейшее устройство в Эрец Исраэль. Однако надежды в конце концов растаяли, р. Иуда умер, и в 1721 разгневанные кредиторы, конфисковав участок, разрушили синагогу. С тех пор это место зовется «Хурва», что значит «Руина».
В XIX веке общине литовских евреев удалось путем переговоров списать старые долги и приобрести участок. В 1836 г. Ибрагим-паша вернул ашкеназам Хурву. В 1856 году началось строительство большой четырехугольной синагоги с центральным куполом, высотой в 25 метров, которую назвали Бейт Яаков в честь отца Эдмона де Ротшильда, поскольку его сын, известный филантроп, частично оплатил строительство. В 1864 здание было завершено, это была на тот момент крупнейшая синагога в городе.
В «Книге еврейского квартала» Аарона Бьера интерьер Хурвы описывается так: «Это было почти квадратное помещение размером 16 х 14 м... На восточной стене находилась огромная металлическая арка, построенная одним еврейским мастером из Польши. Она была украшена деревянными панелями с изображениями цветов и птиц. Сама арка состояла из двух уровней, на ней висела тяжелая занавесь. В середине зала находился постамент, облицованный мраморной плиткой». В 1948 году, во время Войны за независимость, синагога была вновь разрушена мусульманами, что укрепило ее местное название – «Руина». В 2007 году начались работы по восстановлению здания.
В 1948 году была взорвана арабами и знаменитая четырехэтажная синагога хасидов Тиферет Исраэль (Слава Израиля), давшая название улице. Здание было возведено в середине XIX века на деньги Ружинского цадика (духовный наставник у евреев-хасидов) Исраэля Фридмана. В то время еврейской общиной Иерусалима руководил Нисан Бек, которой много способствовал строительству, поэтому в местной традиции синагога больше известна под его именем. Здание имело в плане форму квадрата и венчалось куполом двадцатиметровой высоты. Плоская крыша была обнесена балюстрадой. К началу ХХI столетия от «Тиферет Исраэль» сохранился только фасад с фрагментами фресок, фрагменты стен и миква (ритуальный бассейн для омовений).
Сефардские синагоги
Комплекс из четырех синагог – Элиягу, Бен Заккая, Средней и Стамбульской – занимает площадь около 800 м². Они были центром сефардской общины, которая начала строить их после изгнания из Испании в конце XV века.
Первой была построена синагога Йоханана бен Заккая – в 1606-10, когда сефардская община была самой большой в Иерусалиме. Бен Заккай – один из кодификаторов Мишны, ученик Гиллеля, глава суда Синедриона, воссоздавший после разрушения Иерусалима центр еврейской учености в Явне. По легенде, чтобы спастись из осажденного Иерусалима он притворился мертвым, и ученики вынесли его как бы для захоронения. Отчаявшиеся ученики спрашивали его, как жить после разрушения Храма. На что Йоханан Бен Заккай, не разделявший идеи зелотов, отвечал, что за невозможностью совершать жертвоприношения на Храмовой горе, у евреев осталась возможность искупления, которую у них никто не сможет отнять, - милосердие Господа.
На восточной стене синагоги можно видеть красивую фреску работы Жана Давида, изображающую Небесный Иерусалим. В окне на стеклянной полке размещены два священных предмета: шофар (древний духовой музыкальный инструмент, сделанный из бараньего рога) и сосуд с маслом. По еврейской традиции, Машиах, придя в Израиль, возвестит звуком этого шофара о начале Мессианской эпохи и будет помазан этим маслом на царство.
Около 1625 года к синагоге Бен Заккая были пристроены зал для собраний и комната для учения. Около 1702 года эти помещения были превращены в другую синагогу, получившую название Элиягу в честь пророка Илии. С этим названием связано красивое, но недостоверное предание. В 1588 году, после запрета собраний в синагоге Рамбана, евреи нашли другое место, где и построили новый молитвенный дом. Община была очень маленькой, и когда она собралась для молитвы в Йом Кипур, оказалось, что не хватает одного мужчины для кворума, миньяна. Вдруг появился еще один еврей, в котором узнали самого пророка Илию (Элиягу а-Нави). Он провел молитву с общиной и снова исчез.
В задней части синагоги есть небольшая комната. В ней стоит старинное кресло, на которое, по преданию, и сел пророк, войдя в синагогу. Кресло считается почетным местом, на которое пророк снова воссядет, когда вернется. Следует заметить, что подобные кресла-троны на случай посещения пророка Илии имеются и в других сефардских синагогах.
В середине XVIII века дворик с северо-восточной стороны синагоги Бен Заккая был превращен в синагогу, названную позже Средней.
Стамбульская синагога была построена в 1764 году евреями – выходцами из Малой Азии. В свое время здесь после изгнания с Ашкеназского двора молились члены ашкеназской общины, а также, до постройки собственной синагоги, евреи из Марокко. Ценности этой синагоги – Арон а-Кодеш (особый шкаф, где хранят свитки Торы) из Анконы и деревянная кафедра с четырьмя колоннами, считающаяся шедевром культуры евреев Италии XVII века.
Все четыре синагоги в 1835 году были объединены в одно общее сооружение, получившее название Йоханан Бен Заккай. В одном из его помещений разместился небольшой музей истории Еврейского квартала и его синагог.