Массивные, давно замурованные ворота Старого Города были, вероятно, построены халифом Абд Аль-Маликом, который правил с 685 по 705 гг. Под нынешними воротами Джеймс Флеминг обнаружил более раннюю конструкцию, которая может относиться ко времени царя Ирода.
Эти ворота можно считать поистине легендарными. Уже одно их название представляет собой загадку для историков. По одной из гипотез, существовавшие ранее ворота были так названы византийскими воинами в 639 году, когда они вошли через них в город, изгнали персов и захватили множество сокровищ. По другой версии, византийская царица Евдокия якобы хотела построить на этом месте ворота по образцу Золотых ворот в Константинополе. Некоторые ученые считают, что в свое время крестоносцы путали греческое название ворот «Роскошные» с созвучным латинским словом «ауреа» – «Золотые».
Они были закрыты с VIII в, но при крестоносцах ворота открывали дважды в год – на Вербное Воскресенье (поскольку существует предание, что через эти ворота Иисус вошел в Иерусалим) и на праздник Крестовоздвижения.
Турки окончательно замуровали эти ворота, скрыв кирпичной кладкой арки и красивые капители колонн, поскольку именно через Золотые ворота, как утверждали евреи, в город Давида должен войти Мессия и освободить его от иноверцев.
В разных источниках даются разные арабские названия ворот – Баб эль-Дахрийя и Баб эр-Рахаме, Воротами Милосердия, относя к ним цитату из Корана:
«В тот день, когда скажут лицемеры и лицемерки тем, которые уверовали: «Подождите, чтобы нам заимствовать вашего света» - им скажут: «Вернитесь обратно и ищите вашего света!» И воздвигнута между ними стена, у которой ворота: внутренность ее – милосердие, а наружность со стороны ее – наказание» (Коран 57:13).
В мусульманской и иудейской традициях считается, что эти ворота будут открыты для праведников в день Страшного суда. Поэтому окрестности Золотых ворот используются в качестве кладбища.
НАВОЗНЫЕ (МУСОРНЫЕ) ВОРОТА
Расположены в южной стене Старого города. Были построены в 1540-41 гг. Неприглядное название эти узкие и низкие ворота получили, поскольку в давние времена через них из города вывозили мусор на городскую свалку, находившуюся в Кедронской долине. О древности этого названия свидетельствует отрывок из Книги порока Неемии: «И проехал я ночью через ворота Долины перед источником Драконовым к воротам Навозным, и осмотрел я стены Иерусалима разрушенные и его ворота, сожженные огнем» (Неемия, 2,13).
Арабское название ворот – Баб эль-Магариба (Ворота мавров). Такое название ворота получили от того, что вели в ныне разрушенный квартал Магариба.
После 1948 г., когда контроль над Старым городом был в руках Иордании, ворота были расширены, чтобы сквозь них могли беспрепятственно проезжать автомобили (ведь в этот период Яффские и Сионские ворота были закрыты). Отсюда лежит кратчайший путь кСтене Плача..
СИОНСКИЕ ВОРОТА
Построены Сулейманом Великим около 1540 г. «Сионскими» эти ворота на южной стороне города именуются, поскольку тогда ошибочно считалось, что южное продолжение западного холма – гора Сион.
Арабское название ворот – Баб эн-Наби Дауд в память о пророке Дауде, то есть царе Давиде. К югу от них – традиционные участки Гробницы Давида и горницы Тайной Вечери. Во время Войны за независимость 1948 г. и Шестидневной войны 1967 г. ворота были изрешечены снарядами и пулями, эти следы видны до сих пор.
ЯФФСКИЕ ВОРОТА
Название воротам дала дорога, ведущая из Иерусалима на запад, в портовую Яффу. Ворота построены в 1539 году. Их арабское название – Баб эль-Халиль, что означает «Ворота друга». Это отсылка к Аврааму, который был назван другом Господа (Ис. 41,8). А именно отсюда вела главная дорога на юг, к Хеврону, где находится гробница Авраама. Во времена крестоносцев на их месте располагались Ворота Давида. С южной стороны ворот находится Цитадель.. В 1898г. часть стены рядом с Яффскими воротами разобрали и сделали дорогу для проезда машины кайзера Вильгельма. Сегодня здесь главный въезд в Старый город, наиболее широкий, удобный для транспорта и экскурсий.
НОВЫЕ ВОРОТА
Ворота, ведущие в Христианский квартал Старого Города, действительно самые «новые», поскольку были пробиты в северной стене в 1887 году по приказанию Абдул Хамида, чтобы помочь русским паломникам, которые жили в поселении за стенами Старого Города, быстрее добираться до Церкви Гроба Господня.