Все значимые исламские святыни Иерусалима, аль-Кудса (Святого Города) связаны с Храмовой горой, или горой Мориа, где некогда находился Иерусалимский храм, от которого до наших дней сохранилась лишь Западная стена, или Стена Плача.
Как известно, аль-Кудс, Святой Город, считается в мусульманской традиции третьим по святости после Мекки, где находится Кааба, и Медины, прославленной Мечетью Пророка. Первоначально кибла (направление молитвы мусульманина) была установлена пророком Мухаммедом в сторону Иерусалима, а не Мекки.
У мусульман сам аль-Кудс и Храмовая гора в частности связаны не только с именами великого Ибрагима (Авраама), царями-пророками Даудом (Давидом) и Сулейманом (Соломоном), которым они поклоняются вместе с евреями и христианами, не только с именем Исы (Иисуса), которого мусульмане также почитают великим пророком, но прежде всего с именем самого основателя Ислама, пророка Мухаммеда, с его чудесным ночным путешествием, ми’раджем.
Традиция гласит, что пророк Мухаммед был вознесен на крылатом коне аль-Бураке (араб. «Молния») и в сопровождении архангела Джабраила (Гавриила) отправился сначала на Синай, следом в Бейт-Лахм (Вифлеем), где родился пророк Иса (Иисус) и, наконец, в Иерусалим, на Храмовую гору, где он совершил молитву вместе с великими пророками. Сотворив во всех этих священных местах молитвы, пророк Мухаммед посетил семь небес, поднявшись по ступеням лестницы ангелов.
Арабы-мусульмане пришли в Иерусалим в 636 году. Завоеватель Святого Города, халиф Омар, как повествует легенда, первым делом хотел увидеть место древнего еврейского Храма, но патриарх Софроний, с которым он заключил договор о неприкосновенности христианских святынь, сначала якобы показал ему Голгофу, выдав ее за «алтарь Давидов», а потом – церковь на Сионе, назвав ее «Храмом Соломоновым». Халиф всюду чувствовал подвох и в конце концов обратился к старым евреям, которые и показали ему сильно замусоренное место, куда халифу пришлось продираться сквозь густой и колючий кустарник…
Халиф Омар достиг желаемого и совершил молитву у священной скалы, легендарного места жертвоприношения Авраама. Однако храмовое благоустройство на святом месте началось лишь спустя полвека, при дамасском халифе Абд эль-Малике. Халиф построил на Храмовой горе Купол Скалы, включивший в себя место жертвоприношения Авраама, а затем его сын Эль-Валид I, правивший в 705-715 годах, перестроил находившуюся на Храмовой горе византийскую базилику, посвященную Богоматери, в мечеть, получившую название Аль-Акса.
Арабское название Храмовой горы – аль-Харам эш-Шариф, то есть Благородное Святилище или Байт аль-Макдис (Священный Дом), - топографически и архитектурно более соответствует этому священному месту. Действительно, участок Храмовой горы представляет собой неправильный четырехугольник. Эта платформа была возведена Иродом Великим для строительства Второго Храма. Получить гладкую поверхность удалось за счет строительства двух длинных поддерживающих стен: южной стены, длиной 280 метров, и западной стены, длиной 485 метров. Различия в высоте были преодолены с помощью срыва высоких участков, заполнения котловин грунтом и камнями и строительством системы арок, помещения под которыми служили также хранилищами и подземными переходами. Прочность этой платформы была доказана тем, что она выдержала многие перипетии истории.
Размеры эспланады сохранились до настоящего времени от эпохи Ирода. Ее западная сторона имеет длину 490 м, северная – 321 м, восточная – 497 м, южная – 238 м. Все здания, построенные Иродом, исчезли. То, что могло сохраниться после разрушений, учиненных полководцем Титом (70-е гг.), было сметено позже войсками императора Адриана (135 г.). Площадь участка занимает примерно одну шестую часть площади Старого Города. Священный Двор огражден каменной стеной с 11-ю воротами, причем немусульмане имеют доступ на Храмовую гору только через ворота Баб аль-Маграба, находящиеся со стороны Стены Плача.
Посещение Храмовой горы фактически становится экскурсией по всей истории Ислама, знакомством с многими ее важными деятелями – халифами, эмирами, праведниками.
КУПОЛ СКАЛЫ (МЕЧЕТЬ ОМАРА)
Аутентичное название этого знаменитого храмового сооружения - аль-Масджид Куббат ас-Сахра, Купол над Скалой. Оно давно стало не только главным «ориентиром» Старого Иерусалима, но и зримым символом «города трех религий». Изображения этой мусульманской святыни как места, где некогда находился Иерусалимский Храм, встречаются и в произведениях народного еврейского искусства, и в христианской иконографии. Стоит также отметить, что когда в течение почти двухвекового господства крестоносцев мечеть служила христианским храмом, она называлась Храмом Господа («Темплум Домини») в честь Иерусалимского Храма.
Распространенное название «Мечеть Омара», строго говоря, неверно во всех отношениях, хотя и стало обиходным, особенно в лексиконе экскурсоводов. К халифу Омару Купол Скалы не имеет никакого отношения, и именовать его просто «мечетью» также некорректно, поскольку слово «масджид» обозначает не только мечеть, где собираются мусульмане ради молитвы и проповеди, но и святилище, построенное для поклонения особому, Святому месту, Святыне. Изначально здание строилось с тремя целями: подчеркнуть святость Иерусалима и скалы, отмеченной деяниями пророков, провозгласить единство правления ислама во всем Ближнем Востоке, несмотря на политические разногласия, и, наконец, противопоставить что-то поистине величественное христианским сооружениям Священного Города.
Святыня Купола Скалы – камень ас-Сахра (на иврите «Эвен а-Штия», Камень Основания), окруженный, как и священными стенами, монументальным сводом легенд и преданий. В Талмуде говорится, что этот камень – центр Вселенной; он покрывает бездну, в которой беснуются волны Потопа. Мусульмане именуют его «Камнем Основания», поскольку с него началось творение Вселенной. От него была взята горсть пыли-материи для создания Адама, и на нем Адам воздвиг свой жертвенник. На этом же камне Авраам положил связанного Исаака, сына своего, чтобы принести его в жертву. На этот камень встал архангел Гавриил, чтобы истребить народ Израиля страшной эпидемией в наказание за то, что царь Давид решил сосчитать своих подданных. На нем же сокрушенный Давид поставил свой жертвенник, а его сын, царь Соломон, положил этот камень основанием Иерусалимского Храма.
Нужно, однако, признать, что ученые так и не определили место святыни в самом Иерусалимском Храме. Размеры камня составляют 13 х 17 метров (причем в течение многих веков от него отламывали куски). Он, судя по всему, не мог вместиться в Святая Святых Храма, поскольку площадь этого священного места в Храме составляла примерно 100 кв. м. В наши дни бытует гипотеза, что этот камень с жертвенником находился перед Храмом с восточной стороны.
На камне-скале есть особо почитаемое мусульманами место – след пророка Мухаммеда. Отпечаток стопы теперь находится на отсеченном от скалы фрагменте, помещенном на ее юго-западной стороне в особую «башенку». В этом маленьком сооружении находится также серебряная коробка – реликварий – с тремя волосками из бороды пророка Мухаммеда. По преданию, в давние времена в Куполе Скалы хранились также знамя и меч Пророка.
На ас-Сахре видны и другие священные следы: архангела Джабраила (Гавриила), следы еврейских пророков, след пророка и праведника Идриса, которого традиция отождествляет с библейским Енохом, след стопы пророка Исы (Иисуса). А насечки по краям ас-Сахры – это следы пальцев Архангела Джабраила (Гавриила), образовавшиеся, когда Архангел стал удерживать скалу, которая начала подниматься в небо вместе с пророком Мухаммедом. Старая иерусалимская легенда гласит, что ас-Сахра в течение веков неподвижно парила в этом месте над землей.
На юго-западной стороне скалы находится грот, в который ведут 14 ступеней. Колонны перед входом в него построены в эпоху крестоносцев. По преданию, в этом гроте пророк Мухаммед молился перед вознесением на небеса вместе с другими древними пророками. В память о них есть особые, почитаемые ниши. Это - места моления пророка Илии (в мусульманской традиции – аль-Хидра, то есть «Зеленого», символизирующего цвет Рая), Ибрагима (Авраама), Дауда (царя-пророка Давида), Сулеймана (царя-пророка Соломона). Через отверстие над гротом, по преданию, и вознесся на небеса пророк Мухаммед. По мусульманским верованиям, в гроте открывается мистический колодец душ, где в Судный День будет собран весь истинно верующий в Аллаха народ.
В свою очередь, христианское предание связывает грот с местом явления Архангела Гавриила первосвященнику Захарии, будущему отцу Иоанна Предтечи, и извещения его о предстоящем рождении сына.
Восьмигранная мечеть-масджид над Святыней была построена при пятом Омейядском халифе Абд Аль-Малике в 686-691 годах. К строительству были привлечены мастера и ремесленники из разных стран и различных исповеданий – греческие и арабские христиане, иудеи, египтяне, персы. Архитектор нам неизвестен, но в позднейшем источнике указываются два наблюдателя за работами – Язид ибн Саллям и Раджа ибн Хаива.
Есть сведения, что весь семилетний доход из провинции Египет пошел на сооружение Купола Скалы. В 813-33 гг. Аль-Мамун поменял надпись Абд Аль-Малика и оставил новые надписи у входных дверей. В 1016 г. купол обрушился, и был восстановлен Аль-Захиром в 1022-23 гг. Тогда же полы покрыли шелковыми коврами, Скалу окружили мраморной балюстрадой и повесили над ней великолепный серебряный светильник (упал в 1060 г.).
Во время владычества крестоносцев в Иерусалиме мечеть не была разрушена, но ее превратили в церковь. После 1187 г. мечеть вернулась к мусульманам, и христианам запретили появляться на Храмовой горе (ситуация изменилась только после русско-турецкого соглашения 1856 г.). В 1432 г. мамлюкский султан Аль-Ашраф Саиф аль-Дин Бейбарс даровал Святилищу земли и собственность, которые должны были идти на поддержание здания. В 1448 г. вновь был отреставрирован купол, поврежденный в результате пожара, а в 1467-68 гг. султан Аль-Ашраф Каит Бей подарил храму четыре великолепные двери, обитые медью (теперь в Мусульманском Музее). В 1874 г. султан Абдель Азиз произвел масштабную реставрацию и поместил хрустальный подсвечник при южном входе. В свою очередь султан Абдель Хамид II велел поместить под парапетом ряд кашанских изразцов, на которых была начертана 36-я сура Корана, Йа син.
В первой половине XX века также делались попытки укрепить здание Святилища, но помешала Вторая Мировая Война. В 1952 г. Верховный Мусульманский Совет начал собирать средства для полного ремонта здания. Весь арабский мир пожертвовал около 1 млн. долларов, и в 1956 г. начались работы, которые продлились до 1962 г.
Изначально мечеть возводили на платформе высотой 3,5 м. На террасу ведут с четырёх сторон восемь лестниц, проходящие сквозь аркады, именуемые Мавазин, что значит «весы». По преданию-пророчеству, в Судный День души людские будут здесь проходить через испытание-судилище; иными словами, будет взвешиваться их духовный багаж. При возведении аркад были, помимо прочих материалов, использованы колонны и капители, оставшиеся от строений более древних эпох. Последняя реставрация аркад производилась в 1893 году при турецком султане Абдуле Хамиде.
Каждая из восьми сторон мечети имеет длину в 19,2 м, а диаметр сооружения составляет 54,86 м. Она может вместить до 3000 человек. В стенах – сорок окон (по пять на каждой стороне). Высота купола, стоящего на цилиндрическом барабане и деревянных стропилах, составляет 33 м при диаметре 23,77 м . Общая высота мечети от основания до купола составляет ныне 43 м. Раньше отделкой купола служили листы желтого анодированного алюминия, имитировавшего золото, однако при последних реставрационных работах купол был покрыт настоящей позолотой, на что ушло до 80 килограмм золота стоимостью до 1,5 миллионов американских долларов. Наверху барабана купола идет еще одна лента изразцов, где цитируется 17-я сура Корана («Перенес ночью»).
Купол Скалы имеет входные ворота с четырех сторон. Главный вход – западные ворота, именуемые Баб аль-Гарби, а также Баб ан-Ниса (Ворота Женщин).
Северные ворота именуются Баб иль-Дженна (Ворота Рая). Название связано с легендой, гласящей, что на северной стороне мечети лежала священная каменная плита, от которой начиналась тропа в Рай. Говорят также, что у этих ворот видели молящегося пророка Хидру (Илию), а, кроме того, при этой двери якобы находится тайная гробница Сулеймана (царя-пророка Соломона).
Восточные ворота – Баб Дауд (Ворота Давида) выходят на Куббат аль-Сильсила, купольную мечеть, посвященную месту, где царь-пророк Дауд (Давид) вершил суд. Поэтому их второе название – Баб аль-Силсила (Ворота цепи)
Южные ворота именуются Баб Исрафил (ворота Ангела Исрафила). У этих ворот в конце времен Ангел Исрафил поднимет Трубу, и по первому ее гласу умрут все еще живущие, а по второму – все, вместе с умершими от начала веков, разом воскреснут, и души соединятся с восстановленными телами.
Некогда византийские мастера покрыли всю мечеть мозаикой из стекла, но в 1552 году она была по велению султана Сулеймана Великого заменена дорогой кашанской плиткой (реставрирована в 1958-62 гг.). Фрагменты византийской мозаики остались в Восточных воротах. Великолепный фриз Купола Скалы был создан знаменитым турецким каллиграфом Мохаммедом Чафиком в 1876 году.Купол Скалы. Молитва в гроте.Внутри мечети Святыню окружают два концентрических круга колонн. До 1932 года это были разноцветные колонны, а в 1932-42 годах они были заменены моностильными колоннами из каррарского мрамора. В интерьере над арками можно видеть полихромную мозаику VII в. с изображением многочисленных растений и фруктов. Над ней идет посвятительная надпись на арабском 240-метровой длины. Она начинается так: «Этот купол был выстроен слугой Божиим Абд аль-Маликом ибн Марваном, князем верующих, в 72 году. Да примет Господь этот дар и будет доволен им. Аминь».
В надписи содержатся избранные стихи из Корана, направленные на полемику с христианами, особенно с христианским догматом Троицы. Например, 169 стих из 4-й суры: «О обладатели писания! Не излишествуйте в вашей религии и не говорите против Аллаха ничего, кроме истины. Ведь Мессия, Иса, сын Марйам, - только посланник Аллаха и Его слово, которое Он бросил Марйам, и дух Его. Веруйте же в Аллаха и Его посланников и не говорите - три! Удержитесь, это - лучшее для вас, Поистине, Аллах - только единый бог. Достохвальнее Он того, чтобы у Него был ребенок. Ему - то, что в небесах, и то, что на земле. Довольно Аллаха как поручителя!»
Святыня ас-Сахра окружена также древней деревянной балюстрадой, сделанной из массива ливанского кедра. В Средние века вся ас-Сахра натиралась дорогими благовониями, чтобы верующие могли в этом священном месте явственно ощутить аромат Рая. С этой же целью внутри регулярно возжигались благовония, а в лампадах горели ароматические масла.