Собор представляет собой важнейшее храмовое сооружение Армянского квартала и принадлежит Армянской Апостольской Церкви. В названии собора запечатлена память о двух великих христианских подвижниках.
Слева от входа в собор находится часовня, сооруженная на месте, где, по преданию, был в 44 году казнен по приказу царя Ирода Агриппы I апостол Иаков, сын Зеведеев. Церковная традиция гласит, что ученики Иакова увезли тело апостола в Испанию, и место его погребения стало одной из главных путеводных звезд христианского паломничества. Гробница святого Иакова находится в кафедральном соборе испанского города Сантьяго де Компостела. Однако там находилось только тело апостола, голова же осталась в соборе св. Иакова в Иерусалиме.
Главный вход в собор был с южной стороны, где до сих пор сохранились двери XII века. Между 1631 и 1670 гг. аркада вдоль внешней южной стены была замурована, чтобы создать Эчмиадзинскую капеллу.
В иерусалимском соборе святого Иакова, под высоким алтарем, находится другая гробница – святого Иакова, брата Господня, первого епископа Иерусалима, который в 61 или 62 году принял мученическую кончину, будучи сброшен с крыла Иерусалимского Храма, а затем добит камнями.
В соборе есть также особая часовня, где хранятся священные камни с Синайской горы и горы Фавор.
Первым святилищем на этом месте был ораторий, посвященный св. Мине, египетскому мученику. Он был возведен Бассой, знатной византийкой, которая прибыла в Константинополь в 444 г. вместе с императрицей Евдокией, и стала игуменьей в монастыре неподалеку. Этот ораторий был разрушен персами в 614 г. Нынешний собор построен Армянской Церковью в 1142-65 гг., во время правления крестоносцев. Узкие боковые нефы фланкируют широкий центральный, над которым возвышается купол, чья система опор повторяет церковь в Ахбате (Армения, Х в.).
В маленьком дворике стоят хачкары – кресты, украшенные рельефом и внесенные в качестве пожертвований.
МОНАСТЫРЬ АРМЯНСКОГО ПАТРИАРХАТА
Расположенный в Армянском квартале монастырь армянского патриархата является самой обширной монастырской постройкой Старого Иерусалима и центром армянской общины, насчитывающей около 3500 человек.
Кроме собора св. Иакова в монастырь входит церковь св. Феодора. Церковь, по преданию, возведена в память о Феодоре, сыне Хетума I (1226-1270), царя Киликийской Армении, который сражался с мамлюками в 1266 г. С 1897 г. она используется как библиотека рукописей. Это второе по значению собрание армянских манускриптов (здесь их 4000, а в Ереване – 10000)
ОМ АННЫ И МОНАСТЫРЬ ОЛИВЫ
Место, где по преданию, находился дом тестя иерусалимского первосвященника Каиафы, Анны, имевшего большое влияние в Иерусалиме и сыгравшего не менее зловещую роль в судьбе Иисуса, чем его зять, «отмечено» небольшой католической капеллой, построенной в начале XIV века.
Здесь же находится монастырь Оливы (Монастырь Свв. архангелов, названный так в честь ангелов, закрывших себе крыльями лица, чтобы не видеть истязаний Иисуса), где посетителям показывают древнее оливковое дерево, к которому, по преданию, был привязан перед бичеванием Иисус.
ЦЕРКОВЬ СПАСИТЕЛЯ (РЕДИМЕР)
Лютеранская церковь Спасителя (Redeemer), находящаяся вблизи Храма Воскресения Христова, построена на участке, который в конце VIII века был подарен абассидским халифом Гаруном аль-Рашидом Карлу Великому. На этой земле в то время была воздвигнута капелла святой Марии Латинской, которая в 1009 году была разрушена халифом аль-Хакимом, а после его таинственного исчезновения вновь восстановлена.
В 1868 году участок с уже не сохранившейся к тому времени капеллой был приобретен Пруссией. В 1893 году был заложен первый камень нового храма, а 31 октября 1898 года, на День Реформации, храм был освящен германским императором Вильгельмом II. В 1970 здание было отреставрировано. Тогда же был отреставрирован вход XII века, где сохранилось изображение календарного цикла.
В настоящее время (2007 год) церковь находится в совместном владении германской и датской лютеранских конгрегаций и славится органными концертами, а также, по мнению многих, самым впечатляющим панорамным видом Старого Города, открывающимся с колокольни, куда ведет лестница в 178 ступеней.
По предварительной договоренности можно посетить участок раскопок под церковью. Там были раскрыты остатки каменоломни VII в. до н. э., стены времени императора Адриана, а также римского форума. С южной стороны церкви находятся клуатры и рефектории приюта для паломников XII века. Они были перестроены, когда в XIV веке здание было передано мусульманской юридической школе.
ЦЕРКОВЬ ХРИСТА
Церковь Христа, расположенная против входа в Цитадель, принадлежит Англиканской Церкви. Она была построена в 1849 году. Интересна главным образом с точки зрения протестантской истории. В 1841 г., по инициативе Фредерика Вильгельма IV Прусского, в Иерусалиме был создан совместный англо-прусский епископат. В ноябре 1841 г. в Лондоне был рукоположен епископ Александр. В 1842 г. он прибыл в Иерусалим, но только в 1845 от турецкого правительства был получен фирман с разрешением на строительстве церкви Христа. Она стала центром Лондонского общества по распространению христианства среди иудеев и Церковного миссионерского общества (с 1851 г.). Сегодня это общество известно под названием «Христианский пастырь – евреям».
ЦЕРКОВЬ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ (St. Saviour)
Находящаяся неподалеку от Новых ворот в Христианском квартале церковь Христа Спасителя – весьма заметный ориентир Старого Города благодаря своей высокой колокольне с часами, отдаленно напоминающей лондонский Биг Бен. Это – главная иерусалимская церковь францисканского ордена. В католическом мире этот храм имеет достаточно весомое значение как место проведения различных конференций, встреч религиозных организаций и других церковных мероприятий.
Францисканцы вернулись в Иерусалим в 1335 г. Им было даровано право на кустодию (буквально «охрану», или «опеку») христианских мест Святой Земли для христиан латинского обряда. Сначала они обосновались на горе Сион. Бонифаций из Рагузы, который был францисканским Кустосом после 1555 г., купил в 1559 г. у Грузинской Церкви церковь св. Иоанна Богослова (XII-XIII вв.) и назвал ее храмом Христа Спасителя.
В XIX веке это была маленькая церковь; четыре опоры поддерживали низкий свод с куполом перед главным алтарем – она совершенно не годилась для большой общины. Монастырский комплекс был похож на крепость – там находились цистерны, сады, дворики, конюшни, кладовые для снеди, угля и дров, печи, кузницы, мастерские плотников, медников, свечников, типографский пресс, амбулатория и больница для бедных, монашеские кельи, библиотека и сокровищница. Нынешняя церковь - современное здание; это трехнефная базилика с колокольней и шпилем XIX