Главная
 
ИерусалимВторник, 19.06.2018, 13:17



Приветствую Вас Гость | RSS
Главная
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

ФАСАД ХРАМА С ВХОДОМ

Храм Гроба Господня. Вход.Храм Гроба Господня. Справа от замурованной двери - капелла Франков.Фасад Храма Воскресения – блестящий образец романской архитектуры – был закончен, как полагают около 1180 года, на исходе господства крестоносцев. Это  две арки с фризом, правая из которых была полностью заложена в правление Салах ад-Дина, то есть после 1187 года. Решение закрыть один из входов объясняют двумя причинами. Первая – обеспечение более жесткого контроля со стороны мусульманских властей за доступом к святыням христианских паломников, которые продолжали посещать Святой Город и после его завоевания султаном. Вторая причина – прагматическая: после превращения его в мечеть Храм рассматривался властями и как оборонительное городское сооружение на случай нового вторжения крестоносцев.

Арки фасада опираются на мраморные колонны, по три с каждой стороны. На левой стороне одна из колонн имеет трещину, напоминающую глубокий шрам и на вид обожженную. С этим повреждением связано одно из самых впечатляющих православных преданий, которыми так богаты эти святые места.

Храм Гроба Господня. Колонны у входа, в середине - треснувшая. Храм Гроба Господня. Главный вход. Храм Гроба Господня. Окна над входом. Лестница стоит здесь с 1800-х. Ее не могут убрать из-за споров различных христианских общин по поводу того, кому принадлежит эта часть храма.

Накануне Пасхи 1549 года, в правление султана Мурата, армянскому патриарху удалось добиться у властей передачи ему права молиться в Святую Субботу у Гроба Господня, дабы обрести Благодатный Огонь, чудесным образом нисходящий на Гробницу. Греческий патриарх Софроний IV этого права был лишен, и его не допустили в Храм. Тогда патриарх вместе со своей паствой стал возносить молитвы перед запертыми дверями Храма. Внезапно раздался раскат грома, колонна треснула, и из трещины стало извергаться пламя. Патриарх Софроний возжег от него свои свечи, и к нему потянулся со своими свечами окружавший его православный люд. Армянский же патриарх так и не получил Благодатного Огня, после чего рассерженный иерусалимский паша вручил Софронию особый фирман, подтверждающий исключительное право Греческой Церкви на проведение ритуала.

Предание также сохранило имя турецкого воина Омира, который, узрев чудо, с криком «Един истинный Бог – Иисус Христос!» спрыгнул в возбуждении с крыши расположенного на правой стороне двора греческого монастыря св. Авраама, где он стоял на страже, и не повредился, хотя высота превышала 10 метров. Позже турки убили Омира, обратившегося в христианскую веру, а тело его сожгли. Кости мученика были собраны греками и положены в раку, поставленную в монастыре великой Панагии… В наши дни каждая из христианских конфессий имеет свою версию события, происшедшего более четырех с половиной веков назад, но многие верующие, независимо от конфессиональной принадлежности, оставляют в трещине записочки с молитвенными прошениями.

Двери Храма Воскресения каждое утро в 4 часа 30 минут открывает мусульманин, представитель одной из двух мусульманских семей, имеющих исключительное право на хранение храмовых ключей. По одним источникам, это право было утверждено еще в 638 году халифом Омаром, по другим – гораздо позже, в 1246 году, при преемниках султана Салах ад-Дина. Закрываются двери Храма в 20 часов летом и в 19 часов зимой. Разумеется, существуют исключения из правила – прежде всего, в день Святой Пасхи.

Сразу за дверью Храма некогда находился пост турецкой стражи, которая требовала от паломников внушительную плату за вход, без промедления избивая всех, кто платить не желал или не мог. Это выбивание «бакшиша» было упразднено только после 1834 года.

 

КАМЕНЬ ПОМАЗАНИЯ

Храм Гроба Господня. Интерьер. В центре - Камень Помазания.Храм Гроба Господня. Камень Помазания.Камень Помазания – древнейшая христианская святыня, первой предстающая перед каждым, кто входит в Храм Воскресения. Это – продолговатая низкая плита длиною 2,7 м и шириною 1,3 м. По преданию, на этот большой камень, плиту из розового известняка, два знатных человека, тайных последователя Христа – Иосиф Аримафейский, бывший членом Синедриона, и Никодим – положили тело Иисуса Назарянина, сняв Его с Креста, и провели обряд Миропомазания перед тем, как положить в гробницу, принадлежавшую Иосифу.

Главный неф Храма.«…Иосиф из Аримафеи, ученик Иисуса, но тайный – из страха от Иудеев, просил Пилата, чтобы снять Тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял Тело Иисуса. Пришел также и Никодим, приходивший прежде к Иисусу ночью, и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак они взяли Тело Иисуса и обвили Его пеленами и благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи». (Ин., 19:39-40).

В византийский период Камень Помазания окружали стены часовни св. Марии. Часовня была снесена до основания во время перестройки Храма крестоносцами.

Храм Гроба Господня. Молитва у Камня Помазания.До 1810 года Камень Помазания был облицован черным мрамором и находился в исключительной собственности католического ордена святого Франциска Ассизского, что подтверждала метка на мраморе – две скрещенных руки. В наши дни Камнем Помазания владеют сообща четыре Церкви – Греческая Православная, Римская Католическая, Армянская и Коптская, которые поддерживают огонь в восьми неугасимых лампадах, а также в канделябрах, окружающих Камень.

Храм Гроба Господня. Мозаика над Камнем помазания.Стена за Камнем Помазания, украшенная мозаикой, была воздвигнута в XIX веке в качестве одной из границ между конфессиональными владениями. Изображения на стене показывают последовательно – справа налево: Снятие с Креста, Помазание, Положение во Гроб.

Считается, что Камень Помазания источает миро, поэтому многие паломники освящают на Камне свои кресты и иконы и собирают платками благодатное миро, исцеляющее от недугов.

 

ГОЛГОФА

Скала Голгофа, где произошло Распятие Иисуса Христа, изначально была «оправлена» холмом Гареб, из которого она несколько выступала своей округлой вершиной, напоминающей свод черепа, откуда, как считается, и происходит ее арамейское название, означающее «череп». По другой гипотезе, название происходит от «Гол Гоафа» – «Гора Наказания», где, как полагают, издревле проводились публичные казни. Позднее в христианской традиции закрепились еще два названия – латинское «Св. Кальвария» (Calvaria) и греческое «Великий Кранион» (Kranion), также обозначающие «череп».

Храм Гроба Господня. Католическая (справа) и Православная Голгофа. Храм Гроба Господня. Православная Голгофа. Храм Гроба Господня. Православная Голгофа. Алтарь.

В евангельскую эпоху Голгофой именовался довольно обширный район за пределами города. С западной стороны к горе примыкали сады, разбитые на месте бывшей городской каменоломни, и один из них принадлежал Иосифу Аримафейскому. К холму Гареб также примыкала площадь – точнее, «смотровая площадка», - где народ собирался наблюдать за казнями преступников. На одной из сторон горы находилась рукотворная пещера, служившая временной темницей для осужденных на казнь. В этой пещере, получившей название «Темница Христова», содержали перед казнью Иисуса. Под горой находилась лощина, куда, по обычаю, сбрасывали тела и кресты распятых преступников. В эту лощину был низвергнут, а затем и засыпан и Крест Христов, обретенный, по преданию, через три века во время раскопок, проведенных царицей Еленой.

Храм Гроба Господня. Православная Голгофа. Фрагмент скалы.Издревле на склонах горы совершались захоронения, и одно из них, находящееся у подножия западного склона, почитается как Гробница Христа. В конце XIX века неподалеку от нее был обнаружен еще один склеп, получивший название Могилы Иосифа Аримафейского и Никодима.

Уже в византийский период храмового строительства в этом святом месте холм был срыт, скала была обнажена, оборудована лестницей и украшена на вершине золотым Крестом. Некогда полагалось подниматься по 28 ступеням этой крутой лестницы, предварительно сняв обувь.

В 1009 году халиф аль-Хаким приказал разрушить не только Храм и Святую Гробницу, но и саму скалу Голгофу. По счастью, рвения у разрушителей не хватило.

С течением веков архитектурная оправа Голгофы становилась все более сложной, украшенной священными алтарями и насыщенной декоративными деталями.

В наши дни Голгофа представляет собой возвышение высотой около 5 м над уровнем пола, а ее уплощенная вершина имеет размеры 11,45 х 9,25 м.

На освещенной только свечами и лампадами Голгофе сооружены два престола, разделенные пилястрами.

Храм Гроба Господня. Православная Голгофа. Участок природной скалы. Храм Гроба Господня. Православная Голгофа. Место под алтарем, где можно дотронуться до Голгофы. Храм Гроба Господня. Православная Голгофа. Иконостас и Распятие.

Правый, католический престол на Голгофе был впервые устроен в эпоху крестоносцев. Католическая Голгофа расположена на месте, где, по преданию, происходило пригвождение Спасителя к Кресту, чему соответствуют и названия – Алтарь Гвоздей Святого Креста и Престол Пригвождения ко Кресту.

В ряду так называемых остановок на Страстном Пути (см. Остановки) здесь находятся, соответственно, остановки X (Снятие Риз) и XI (Пригвождение ко Кресту).

Храм Гроба Господня. Католическая Голгофа. 11-я остановка Скорбного Пути. Храм Гроба Господня. Католическая Голгофа. Алтарь Медичи.

Католический алтарь – тончайшей работы серебряный ковчег с изображением сцен Страстей Христовых. Созданный в 1588 году Доменико Портеджани во флорентийском монастыре святого Марка, он стал даром Храму Воскресения от великого герцога тосканского Фердинанда де Медичи.

Храм Гроба Господня. Ступени, ведущие к Голгофе.Стены Католической Голгофы во время реставрационных работ 1937 года были украшены мозаичными картинами, изображающими Пригвождение, стоящих поодаль трех Марий и жертвоприношение Исаака, предварявшую в веках жертву Христову. Авторы этих картин – итальянские мастера А. Барлуцци, Л. Трифольо и д’Акьярди.

Произведениями высокого церковного искусства считаются и бронзовые канделябры, созданные мастером Р. Полити.

Справа от алтаря находится небольшое окно, некогда служившее входом на Голгофу и выходящее на капеллу Франков.

Левый престол, принадлежащий Греческой Православной Церкви, воздвигнут в XI веке, при византийском императоре Константине Мономахе, на месте Распятия – над отверстием, в которое был водружен Крест Христов, и которое позднее было обрамлено серебряной оправой. Справа и слева от этого отверстия на мраморном полу видны черные круги, обозначающие места, где были установлены кресты, на которых распяли разбойников.

Храм Гроба Господня. Католическая Голгофа. Мозаика «Жертвоприношение Исаака». Храм Гроба Господня. Католическая Голгофа. Мозаика «Три Марии у Креста».

В ряду так называемых остановок на Страстном Пути (см. Остановки) здесь находится остановка XII (Смерть на Кресте).

За православным престолом высится Распятие, размеры креста совпадают с историческими. Слева от Распятия находится изображение Иоанна Богослова, а справа – Пресвятой Богородицы, украшенные окладами тонкой работы.

По обеим сторонам от престола, за стеклом, виден участок природной скалы с трещиной-щелью, которая, согласно преданию, образовалась при землетрясении, случившемся в момент смерти Господа на Кресте.

Храм Гроба Господня. Католическая Голгофа. Мозаика Вознесения Христова.Греческий патриарх и архиереи служат у престола без митр в знак глубокого преклонения перед Великим Уничижением Христовым.

На Голгофе находится также ризница, где хранятся уникальные, ценнейшие предметы, принадлежащие Греческой Церкви. Чтобы увидеть их, необходимо иметь специальное приглашение.

Непосредственно с часом Распятия Христа связаны еще три святых места в Храме Воскресения: алтарь Stabat Mater, часовня Трех Марий и часовня Адама.


                                                                          


 

------

Поиск отелей

Дата заезда

Дата отъезда

-----------------------------------
------ --------- ............

Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный хостинг uCoz