1. 2600-1004 до н.э. – Ханаанский период: возникновение и развитие поселения, затем города иевуситского клана аморреев.
2. 1002-922 до н.э. – Иерусалим – столица Иудеи и Израиля после завоевания города царем Давидом. Царствования Давида, Соломона. Период Первого Храма.
3. 928-536 до н.э. – Период от распада царства Соломона до падения Иудейского царства и разрушения Первого Храма. Вавилонское пленение.
4. 538-332 до н.э. – Персидский период. Строительство Второго Храма. Деятельность Неемии и строительство городской стены.
5. 332-167 до н.э. Эллинистический период. Правление Александра Македонского и диадохов.
6. 167-64 до н.э. Период восстания Маккавеев и правления династии Маккавеев-Хасмонеев. Второе израильское царство.
7. 64 до н.э. – 313 н.э. – Римский период. Царствование Ирода I Великого. Жизнь Иисуса. Иудейская война и разрушение Второго Храма. Военная колония Элия Капитолина на месте Иерусалима.
8. 324-639 – Византийский период. Строительство храма Воскресения Христова. Персидское нашествие (614-629).
9. 1099-1099 – Первый период мусульманского (арабского) владычества. Строительство мечетей Купол Скалы и Аль-Акса на Храмовой горе.
10. 1099-1187 – Первый период христианского католического владычества. Иерусалимское королевство крестоносцев.
11. 187 – 1917 – Второй (с кратким перерывом в 1229-1244 годах) период мусульманского господства. Династия Айюбидов. Мамлюкские династии. Иерусалим в составе Османской империи.
12. 1229 – 1244 – Второй, краткий период христианского католического владычества. Фридрих II Гогенштауфен – император Священной Римской Империи и «король Иерусалима».
13. Второй период мусульманского господства (продолжение).
14. 1917 – 1948 – Период британского мандата.
15. 1948 – 1967 – Период разделенного Иерусалима.
16. 1967 год – Шестидневная война и воссоединение Иерусалима в рамках государства Израиль. . 2600-1004 до н.э. – Ханаанский период: возникновение и развитие поселения, затем города иевуситского клана аморреев.
Ирушалем – так, по мнению видных историков, звучало изначальное название города, сложенное из двух древних слов: «иарах» («основывать», «закладывать») и «шалим», или «шулману», обозначавшее западносемитское божество, которое, вероятно, признавалось покровителем города.
Поселение, основанное у источника Гихон, на холме Офель, принадлежало до израильского завоевания клановому союзу иевусеев, части народа аморреев. Аморреи – «горные жители» - в глазах евреев были очень воинственными людьми гигантского роста. В свою очередь, аморреи входили в группу народностей, населявших во II тысячелетии до нашей эры земли Палестины, Сирии и Финикии и получивших общее название «ханаане». По библейской истории, ханаане происходили от Ханаана, одного из 11 сыновей Хама, каждый из которых дал начало племени.
Ирушалемом правили цари-жрецы, которые носили имена, кончавшиеся на «цедек». В их череде царь Мелхиседек (Малки-Цедек, «Царь Справедливости») почитаем евреями: после победы Авраама в войне с четырьмя восточными правителями, он вышел встретить Авраама с хлебом и вином, благословил его и принял десятую часть трофеев. Почитаем он и христианами, поскольку Иисус Христос признавался апостолами «Первосвященником навек по чину Мельхиседека» (Евреям, 6:20).
После завоевания Палестины фараоном Тутмосом III (XV век до н.э.) Ирушалем долгое время управлялся вассалами египетских фараонов, а его население стало смешанным.
·1002-922 до н.э. – Иерусалим – столица Иудеи и Израиля после завоевания города царем Давидом. Царствования Давида, Соломона. Период Первого Храма. Сравнительный план Иерусалима: от города Давида до Элии Капитолины.
Завоевание Иерусалима израильтянами, судя по всему, происходило дважды.
Библейский текст, а именно Книга Судей Израилевых, представляет несколько противоречивую картину. По одной версии, «сыны Иудины» взяли город и предали его огню и мечу, а по другой, при разделе Ханаанской земли между Коленами Израилевыми, происходившими от 12 сыновей патриарха Иакова, Иерусалим отошел к Вениамину и оставался иевусейским до завоевания его Давидом. Возможно, после первого падения Иерусалим был так сильно разрушен, что израильтяне покинули руины, а иевусеи вернулись на свои пепелища.
Царь Давид,объединив израильские племена, решил взять Иерусалим и сделать его столицей Объединенного царства, поскольку город не находился в фактическом владении израильтян и его возвышение, как, вероятно, виделось Давиду, не привело бы к явным межплеменным противоречиям.
Давид, сначала взяв крепость Сион, захватил город в 1002 или 1000 году своими силами, без помощи племенного ополчения, что позволило ему объявить город царской собственностью. Сюда была перенесена из Хеврона столица, а затем перемещен Ковчег Завета, что придало Иерусалиму статус религиозного центра Израиля.
Преемник Давида, Царь Давид,, расширил Иерусалим на север и построил на горе Мориа Храм, в котором установил Ковчег Завета, а вблизи Храма возвел роскошный царский дворец .
При Соломоне город процветал и развивался, находясь на торговых путях из Месопотамии в Египет и от финикийского побережья до берегов Красного моря. Соломон закрепил за Иерусалимом статус священного центра, духовного средоточия еврейского народа.
·928-536 до н.э. – Период от распада царства Соломона до падения Иудейского царства и разрушения Первого Храма. Вавилонское пленение.
Иерусалим остался столицей Иудейского царства после распада объединенного государства, последовавшего за кончиной Соломона в 928 году. В нем продолжилось правление династии Давида. Город подвергался нападению не только египтян – около 924 года фараон Шешонк взял с Иерусалима огромный выкуп, разоривший город и Храм, - но и соседнего Израильского царства. Около 786 года, при иудейском царе Амасии, израильский царь Иохаз, как о том сказано в 4-й Книге Царств, захватил Иерусалим, разграбил его и разрушил часть стен.
Позднее иудейские цари Осия (785-733) и Езекия (727-698) существенно укрепили город, а после того, как в 722 году Израильское царство было захвачено Ассирией, город принял большое число беженцев.
Ассирийское вторжение было неизбежным. В 701 году Иерусалим был осажден царем Сеннахиримом, но вспыхнувшая в ассирийском войске эпидемия заставила его снять осаду. Спасение Иерусалима казалось чудом после падения таких мощных твердынь, как Дамаск и Самария.
После 612 года у Иудеи появился новый грозный враг – Вавилонское царство, покорившее Ассирию. Иерусалим стал «военным трофеем» в схватке Вавилонии и Египта, оказавшись сначала во власти египтян, а потом вавилонян.
Под властью Вавилона правители Иудеи не раз поднимали восстания, возлагая надежды на помощь Египта, с которым существовали древние связи. Последствия мятежей имели для города и Храма роковые последствия.
В 598 году вавилонский царь Навуходоносор подавил восстание царя Иехонии. Иерусалим был взят, храмовые и царские сокровища захвачены, а Иехония вместе со знатью и оставшимися в живых воинами и ремесленниками (всего около 10 000 человек) были переселены в Вавилонию. Эта депортация, после которой в Иерусалиме осталась беднейшая часть населения, известна как Первое Вавилонское пленение.
Второе, куда более трагическое пленение, случилось спустя десятилетие. Царь Седекия, которого Навуходоносор поставил на место Иехонии, постепенно укрепился на троне и, заручившись поддержкой Египта, поднял мятеж. На этот раз пощады не было: после двухлетней изнурительной осады Иерусалим был захвачен, разрушен и оставался в руинах вплоть до возвращения евреев на родину. Храм был сожжен. Сам Седекия был ослеплен после того, как у него на глазах закололи его сыновей, закован в цепи и уведен в Вавилон.
·538-332 до н.э. – Персидский период. Строительство Второго Храма. Деятельность Неемии и строительство городской стены.
В 538 году персидский царь Кир, завоевавший Вавилон, издал декрет, позволивший евреям вернуться на родину, восстановить Иерусалим и возвести новый Храм.
Создатель обширной империи, Кир Великий отличался терпимостью и мудростью, умел приблизить к себе покоренных правителей и уважал чужие обычаи. Известно, что евреи Вавилона помогли ему захватить город. Позже, по преданию, влияние на персидского царя оказал живший в Вавилонии пророк Даниил.
В том же году в Иудею вернулась первая группа изгнанников во главе с Шешбацаром. Царь Кир позволил евреям взять с собой часть сокровищ, захваченных в Иерусалиме Навуходоносором, для постройки нового Храма.
Восстановление святыни затянулось из-за интриг самаритян и чиновников персидской администрации. Лишь четверть века спустя, в 515 году, правитель Иудеи Зоровавель и священник Иисус, сын Иоседеков, завершили строительство Храма и освятили его.
Вместе с тем, городские стены оставались в руинах, а население города оставалось небольшим, несмотря на продолжавшееся возвращение изгнанников, в том числе большой группы священника Ездры, выехавшей в Иерусалим в 458 году.
В 445 году правителем, вернее «временным управляющим» Иудеей был назначен Неемия, виночерпий Кира. Он энергично взялся за дело и восстановил городские стены в 52 дня, а чтобы умножить население Иерусалима, обязал переселиться в него всей знати и десятой части сельских жителей Иудеи.
·332-167 до н.э. Эллинистический период. Правление Александра Македонского и диадохов.
В 332 году правители Иудеи и Иерусалима без сопротивления признали власть Александра Македонского (356-323 до н.э.), известного своей терпимостью к обычаям народов, мирно ему покорившихся. Александр Великий, разбив персидскую державу, подтвердил права и привилегии, полученные Иерусалимом от царей Персии.
После смерти Александра Иерусалим пострадал в распрях, начавшихся между его диадохами. Известно, что Птолемей I Сотер, которому при дележе империи достался Египет, силой устанавливал контроль над Иудеей. Иерусалим был взят штурмом, частично разрушен, а многие жители уведены в плен.
Но вскоре, уже начиная с 301 года, стабилизация в регионе и укрепление власти Птолемеев принесли новое процветание Иудее. Она получила широкую внутреннюю автономию. Духовная и светская власти Иерусалима установили тесные отношения с александрийским двором и греческой аристократией Египта.
Когда Селевкиды Сирии начали войну с Египтом в 198 году, Иерусалим сделал верную ставку, поддержав тогдашнюю Сирию и даже оказав Селевкидам военную помощь. Палестина отошла к селевкидской Сирии, а ее царь Антиох III (243-187 до н.э.) наградил новых союзников за помощь. Его указом жители Иерусалима были освобождены от уплаты налогов на три года, а храмовые священнослужители и должностные писцы, софрим, - пожизненно.
Спокойствие и процветание длились в Иудее больше ста лет, пока селевкидский царь Антиох IV Епифан (175-164 до н.э.) не решил сделать эллинский образ жизни и обычаи обязательными для всех жителей Сирии.