Христианский квартал в сравнении с тремя другими, плотно заселенными кварталами, вполне можно определить как «религиозно-паломнический комплекс»: его значительную территорию занимают более 40 храмов, многочисленные монастырские постройки католических орденов, хосписы-приюты для паломников.
Квартал расположен в северо-западной части Старого Города.
Первыми христианами, проживавшими в Иерусалиме, были последователи Иисуса и его апостолов. Однако как определяющая облик города христианская община стала развиваться начиная с IV века нашей эры, когда императором Константином Великим был сооружен величественный храм Воскресения Христова.
Дорога к Храму.В первый период мусульманского господства община резко сократилась и стала вновь быстро увеличиваться с приходом крестоносцев в 1099 году. С того времени в Иерусалиме и на всей Святой Земле установилось преимущественное право Римско-католической Церкви, которой принадлежит большинство построек.
Тогда же, в 1099 году, православный Иерусалимский патриархат, уже давно бывший в изгнании, был перенесен в Константинополь. Лишь в 1845 году восстановлено его постоянное местопребывание в Иерусалиме. До того дня интересы Греко-православной Церкви в Иерусалиме с 1662 года представляло так называемое братство Гроба Господня. В наши дни приходы Греческой Церкви составляют по преимуществу арабы. Их возглавляют в основном священники арабского происхождения, а также члены братства Гроба Господня.
Русская духовная миссия, представляющая Русскую Православную Церковь в Святой Земле, была учреждена в Иерусалиме в 1858 году. Русская паломническая традиция началась уже в XI веке, вскоре после крещения Руси. Восемь веков спустя, в начале ХХ века, Иерусалим принимал за год десятки тысяч русских паломников.
После Войны за независимость 1948 года управление имуществом Русской Православной Церкви на территории государства Израиль перешло к Миссии Московского Патриархата, а храмовые сооружения и их участки на территории Елеонской горы и Старого Города, находившейся под контролем Иордании (1948-1967 гг.), остались во владении Русской Православной Церкви за рубежом.
Представительство еще одной православной Церкви, Румынской, было открыто в Иерусалиме в 1935 году, и в Старом Городе с тех пор проживает несколько румынских монахов и монахинь, возглавляемых архимандритом.
В Иерусалиме присутствуют также древние христианские Церкви, именуемые монофизитскими. Эти Церкви в 451 году не признали постановление Халкидонского собора о двойственной природе Иисуса Христа – Божественной и человеческой. К ним относятся Армянская Апостольская, Коптская и Сирийская (Яковитская) Церкви.
Армянский патриархат, как и сама община, располагается в Армянском квартале.
Несмотря на догматические отступления, Коптскую и Сирийскую Церкви часто называют «православными». Традиция вышедшей из Египта Коптской Церкви утверждает, что ее первые паломники прибыли в Иерусалим в составе свиты царицы Елены. Расцвет коптской общины в Иерусалиме пришелся на мамлюкский период (1250-1517 годы). В первой половине XIX века ее численность также была значительной.
Эфиопская Церковь, подчиняющаяся коптскому Александрийскому патриархату, еще в Средние Века имела в Иерусалиме свою общину, значительно увеличившуюся к XIX веку, а затем утратившую свои позиции.
Епископат Сирийской Церкви был учрежден в Иерусалиме в 793 году, а постоянное местопребывание в нем епископа ведет свою историю с 1471 года. Резиденция епископа находится в монастыре святого Марка.
Община Римско-католической Церкви в Иерусалиме образовалась в начале XII века, при крестоносцах, и в настоящее время, в основном благодаря многовековым усилиям францисканского ордена, располагает большим числом храмовых и монастырских построек. Возглавляет общину епископ, носящий сан патриарха.