Главная
 
ИерусалимПятница, 19.04.2024, 13:00



Приветствую Вас Гость | RSS
Главная
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

VIA DOLOROSA

I ОCТАНОВКА – место осуждения Иисуса на смерть
II ОСТАНОВКА – место принятия Иисусом Креста
III ОСТАНОВКА – место первого падения Иисуса под тяжестью Креста
IV ОСТАНОВКА – место встречи Иисуса с Пресвятой Богородицей
V ОСТАНОВКА – место, откуда Симон Киринеянин помог Иисусу нести Крест
VI ОСТАНОВКА – место, где Вероника отерла чело Иисусу (часовня Святой Вероники)
VII ОСТАНОВКА – место, где Иисус упал второй раз
VIII ОСТАНОВКА – место, где Иисус обратился к дщерям Иерусалимским
IX ОСТАНОВКА – место, где Иисус упал третий раз
X ОСТАНОВКА - Снятие Риз
XI ОСТАНОВКА - Пригвождение ко Кресту
XII ОСТАНОВКА - Смерть на кресте
XIII ОСТАНОВКА - Снятие с Креста
XIV ОСТАНОВКА - Положение во Гроб
САДОВАЯ МОГИЛА



СТРАСТНОЙ ПУТЬ (VIA DOLOROSA)


Страстной Путь – это путь, совершенный Иисусом Христом в день Своего Распятия, Страстную Пятницу, от момента осуждения на казнь до погребения, то есть от Претории до Гробницы.

Путь, пройденный Иисусом самостоятельно от Претории до Голгофы, конечно же, не совпадает с улицей, которая носит название Via Dolorosa и на которой особыми знаками отмечены так называемые Остановки – события последнего дня земной жизни Спасителя, описанные евангелистами или оставившие след в христианской традиции. Однако это отнюдь не лишает улицу Via Dolorosa ее исторического и духовного значения, ведь эти события происходили здесь, в Иерусалиме, на этом направлении, пусть десятком-другим метров левее или правее. Via Dolorosa – это, по сути, одновременно и символический, и зримый путь, указанный каждому христианину, которому Иисус сказал:

«…если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее…» (Мф., 24:25).

Даже лавки мелких торговцев, теснящиеся вдоль Via Dolorosa и заваленные сувенирами и снедью, имеют свое особое, символическое значение – праха мира сего. Такая же атмосфера «хлеба и зрелищ», вероятно, царила в Иерусалиме и в Страстную Пятницу…

Табличка с названием улицы.В Великий Четверг византийские паломники шли процессией от Елеонской церкви на вершине Масличной горы к Голгофе. После остановки в Гефсимании они входили в город через современные ворота св. Стефана и далее двигались приблизительно по сегодняшней Виа Долороза, правда без дополнительных благочестивых остановок. В VIII веке появились остановки, но сама дорога была совершенно другой: из Гефсимании она шла вокруг города к дому Каиафы на горе Сион, затем к Претории Пилата и церкви Св. Софии где-то неподалеку от Храма, и, наконец, к храму Гроба Господня. В Средние Века все еще больше запуталось, поскольку латиняне разделились на два лагеря. Одни считали, что претория располагалась во дворце первосвященника на горе Сион, другие локализовали обе постройки к северу от Храма. Таким образом, появились две совершенно различные дороги к храму Гроба Господня.

Паломники.В XIV веке францисканцы стали организовывать благочестивые процессии по следам Страстного Пути Иисуса в Иерусалиме. Они начинались у Храма Воскресения Христова. Число остановок составляло тогда восемь. Паломники, посещавшие Иерусалим и участвовавшие в этих процессиях, вдохновлялись сами и, возвратившись домой, воодушевляли своих земляков. Так в разных уголках Европы стали повторяться процессии, посвященные Страстному Пути, причем число символических Остановок увеличилось за пределами Палестины с восьми до четырнадцати. Дабы не смущать паломников, вновь прибывающих в Святой Город и уже знакомых с традицией у себя дома, францисканцы скорректировали число Остановок и на Via Dolorosa. Их также стало 14.

Вид Виа Долороза.И наши дни, как и в Средние Века, каждую пятницу, в три часа по полудни, отцы-францисканцы возглавляют впечатляющую процессию верующих, которая начинается у капеллы и монастыря Флагеллантов и, пройдя с молитвами все Остановки, завершается в Храме Воскресения Господня.

Вряд ли Виа Долороза соответствует исторической реальности. Более вероятно, что Пилат приговорил Иисуса к смерти на другом конце города, в Цитадели. Там находился дворец Ирода, в котором Пилат обычно останавливался, приезжая в Иерусалим. Согласно Евангелиям судилище происходило на возвышении – такая структура существовала во дворце в 66 г. (по свидетельству Иосифа Флавия).

 

I ОСТАНОВКА – место осуждения Иисуса на смерть

ПРЕТОРИЯ (КРЕПОСТЬ АНТОНИЯ)

Хотя слова окончательного осуждения прозвучали с Лифостротона, за начало Страстного Пути принято открытое место, где ныне располагается двор медресе эль-Омарийя.

Крепость Антония. Реконструкция. Крепость Антония. Реконструкция. Деталь. Крепость Антония. Дворики школы Омарийя, построенной на месте крепости. Отсюда по традиции начинается Виа Долороза.

 «Тогда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие. А воины отвели Его внутрь двора, то есть в преторию, и собрали весь полк, и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венок, возложили на Него; и начали приветствовать Его: радуйся, Царь Иудейский!» (Мк., 15:15-18).

Крепость Антония. Ступени, ведущие в школу Омарийя, построенную на месте крепости. Крепость Антония. Скала, на которой ранее располагалась крепость, а теперь находится школа. Вход в школу Омарийя (1-я остановка).

Преторией именовалось жилище и основное место деятельности римского прокуратора Иудеи. В евангельскую эпоху им был Понтий Пилат. Его резиденция находилась в Кесарии, однако по большим еврейским праздникам прокуратор отправлялся в Иерусалим, чтобы контролировать ситуацию на месте. С этим местом связываются события, описанные Евангелии от Иоанна 18:18-19: бичевание Христа, приговорение Его к смертной казни и начало Его пути к Голгофе. Византийцы, по-видимому, считали, что Претория находилась где-то к западу или к югу, по направлению к долине Тиропейон. Там они выстроили церковь Софии, Премудрости Божией, которая была разрушена персами. Крестоносцы, затрудняясь точно локализовать место Претории, тем не менее, воздвигли «Капеллу отдыха» (там, где Иисус провел ночь после ареста) на участке внутри бывшей крепости Антония. После изгнания крестоносцев в 1187 г. Антония стала недоступна для христиан. С XIII в. Виа Долороза начиналась неподалеку от Капеллы флагеллантов. Капелла отдыха была превращена в гробницу Айюбидов.

1-я остановка. Теперь школа Омарийя. Минарет на месте крепости Антония.

Претория, вероятно, находилась внутри так называемой крепости Антония, которая почти не сохранилась. Еще до Вавилонского пленения евреев в этой части Иерусалима находилась цитадель под названием Хананеель («И встал Елияшив, великий священник, и братья его священники и построили Овечьи ворота: они освятили их и вставили двери их, и от башни Меа освятили их до башни Хананела» – Неем., 3:1).  Ее уничтожил Антиох IV Епифан в 167 г. до н.э. При Маккавеях была построена новая крепость Барис. Ирод Великий (вероятно в 37-35 гг. до н.э.) расширил ее и назвал Антонией - в честь своего друга, римского полководца Марка Антония. Крепость занимала площадь 100 х 160 м и, по свидетельству историка Иосифа Флавия, имела по углам четыре башни, самая мощная из которых была высотой до 50 метров. Арест апостола Павла, описанный в Деяниях апостолов 21-23, тоже происходил в крепости Антония.

Отметка 1-ой остановки на школе Эль-Омария.В 66 г., во время Первого иудейского восстания, в крепости засели последние защитники Иерусалима. 24 июля легионы Тита взяли ее после двух месяцев тяжелых боев, и затем Антония была полностью разрушена.

Постройки, находящиеся ныне на месте Претории, начали возводить в 1315-20-х гг., когда она служила частью медресе Джавилийа. Мамлюкские и османские правители использовали крепость для проведения судов. В 1835 комплекс был перестроен под бараки для турецких солдат, а в 1924 г. превращен в школу.

Ныне на месте крепости находятся медресе (мусульманское учебное заведение) эль-Омарийя с большим двором, от которого начинается Страстной Путь (Via Dolorosa) так называемый Лифостротон (Гаввафа), капелла Флагеллантов, капелла Осуждения и Возложения Креста, капелла Возложения Тернового Венца, ныне не действующая, а также арка и базилика Ecce Homo.

 

КАПЕЛЛА И МОНАСТЫРЬ ФЛАГЕЛЛАНТОВ

Виа Долороза. Вход в капеллу Флагеллантов. Виа Долороза. Капелла Флагеллантов. Интерьер. Витраж с бичеванием Христа и Пилатом, умывающим руки. Виа Долороза. Капелла Флагеллантов. Купол с изображением Тернового венца.

Францисканское братство флагеллантов (от латинского flagello – бичую, хлещу) ведет свою традицию от средневекового движения, в котором практиковалась система покаяния с чтением псалмов и самобичеванием. Современное католическое братство практикует благочестивую жизнь, дела благотворительности и помощи больным, сохранив ритуал самобичевания в воспоминание страданий Христа.

Виа Долороза. Капелла Флагеллантов. Дворик. Виа Долороза. Капелла Флагеллантов. Алтарь.

Примыкающая южной стеной к улице Львиных Ворот, у начала Via Dolorosa, Капелла Флагеллантов была построена в XII столетии, при крестоносцах, однако разрушения не миновали ее, а в иные времена здание церкви использовалось как текстильная лавка, конюшня и даже мусорная свалка.

Виа Долороза. Капелла Флагеллантов. Фрагмент оформления фасада.В 1838 году вице-король Египта Ибрагим-паша, воевавший с турками, подарил территорию капеллы францисканскому ордену. Год спустя на пожертвования Максимилиана, герцога Баварского, капелла была восстановлена. Вновь обширные реставрационные работы были проведены в 1927-29 годах архитектором А. Барлуцци, вдохновленным стилистикой XII века. Капеллу украсили великолепные витражи работы Л. Пикьярини и Д. Камбеллотти, представившие драматические сцены Бичевания Христа, Умывания рук Пилатом и Отпущения (Триумфа) Вараввы. Мозаичный свод капеллы изображает терновый венец, украшенный звездами.

На территории францисканского монастыря расположен также Археологический музей с большой коллекцией предметов, найденных на территории Палестины.

 

ЛИФОСТРОТОН

Лифостротон.Греческим словом «Лифостротон», или еврейским «Гаввафа», что означает «возвышенное место», именовалось судейское возвышение или помост. Лифостротон находился вне претории, поскольку Понтий Пилат вывел Иисуса Христа за ее пределы перед произнесением приговора:

«…Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю. Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа» (Ин., 19:12-13).

Пол Лифостротона был выложен разноцветной мозаикой.

Лифостротон. Лифостротон.

По мнению некоторых ученых, возвышение в том виде, в котором оно существует сегодня, появилось лишь во втором веке, при императоре Адриане, когда Иерусалим именовался Элией Капитолиной.

На выходе с Гаввафы находится капелла Осуждения.

 

II ОСТАНОВКА – место принятия Иисусом Креста

КАПЕЛЛА ОСУЖДЕНИЯ

Виа Долороза. Интерьер капеллы Осуждения. Пол с разметками для игры в кости. Виа Долороза. Комплекс капеллы Осуждения.

Остановка отмечена знаком на дороге у капеллы Осуждения.

Католическая капелла Осуждения и Возложения Креста расположена на углу Лифостротона, так же как и капелла Флагеллантов, примыкая южной стеной к улице Львиных ворот, у начала Via Dolorosa.

Архитектурная история этого места прослеживается смутно. В присутствующих здесь остатках более древних строений православные христиане видят руины дома иудейского первосвященника Каиафы, который на совете первосвященников и фарисеев, решавших судьбу Иисуса, сказал:

 «…вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб» (Ин., 11:49-50).

Виа Долороза. Вход в Капеллу Осуждения. Вид на Капеллу Осуждения с Виа Долороза. Виа Долороза. Капелла Осуждения. Интерьер.

Капелла построена в 1903-04 годах под руководством архитектора и монаха францисканского ордена, а Венделина Менденского, в память об осуждении Иисуса на казнь Понтием Пилатом. Пол капеллы представляет братсобой участок тротуара римской эпохи, вымощенного большими камнями с желобками и, кое-где, с круговыми разметками для напольной игры в кости, которой очень увлекались римские солдаты. Капелла соотносится с так называемой Второй Остановкой на Страстном Пути (см. Via Dolorosa).

 

АРКА И БАЗИЛИКА ECCE HOMO

Вид на арку и монастырь «Ecce Homo". Арка «Ecce Homo».

Арка римской эпохи, нависающая над улицей, именуется Аркой Ecce Homo, поскольку, согласно преданию, распространившемуся в Средние века среди паломников, она находится точно над местом, где находились Иисус Христос и Понтий Пилат, когда последний вывел Спасителя в багрянице и терновом венце перед толпой и произнес:

«…се Человек!» (Ин., 19:5)

Купол церкви «Ecce Homo».Базилика «Ecce Homo». Интерьер. В нижней части алтаря - триумфальная арка, продолжающаяся на улице.Эта арка представляет собой центральную часть триумфальной арки, воздвигнутой в 135 году при императоре Адриане в честь торжества Римской Империи в  Иерусалиме,переименованном в Элию Капитолину. С XIII века арка является частью Виа Долороза. Средневековая надпись на ее западной стороне гласит: «TOLLE TOLLE CRUCIFIGE EUM» (Распни Его!). Южная часть арки поглощена сооружениями мусульманского квартала, а правая стала внутренней архитектурной частью базилики, открывшейся в 1868 году и также получившей название Ecce Homo. Надстройка с окнами над аркой – грубое сооружение не более чем полуторавековой давности. Северная арка была открыта случайно в 1851 г., когда во время ливня разрушились прилегающие стены.

Церковь Сестер Сиона. Рисунки для игры в кости на полу.Базилика Ecce Homo принадлежит монастырю Сестер Богоматери Сиона – братству, которое было основано в 1843 году Марией Альфонсом Ратисбоном, состоятельным евреем, перешедшим в католическую веру и поставившим целью миссионерскую деятельность среди иудеев. В 1852 году ему с большими трудностями удалось купить участок земли, где и были построены монастырь и базилика.

МЕСТО ЗАТОЧЕНИЯ ХРИСТА

Принадлежащее Греческой Православной Церкви, это сооружение с подземными гротами, обустроенными в качестве камер с плоскими возвышениями, соотносится с территорией крепости Антония. Предполагается, что в прошлом здесь могли быть конюшни или, действительно, тюремные застенки.

Место заточения Вараввы. Место заточения Вараввы. Место заточения Вараввы.

В 1911 году Греческая Церковь стала считать это место одним из мест временного заключения Иисуса Христа под стражу и назвала «Заточением Христовым» (не путать с Темницей Христовой, находящейся в Храме Воскресения Христова!), о чем свидетельствует высеченная над входом надпись

Место заточения Христа. Место заточения Христа. Место заточения Христа.

 

III ОСТАНОВКА – место первого падения Иисуса под тяжестью Креста

Via Dolorosa спускается в так называемую долину Тиропеон (от греч. Tyropoeon – «продавцы сыра»; видимо здесь располагались сырные лавки), к перекрестку с улицей Эль-Вад (еврейское название – Хагай), ведущей к Дамасским воротам.

Виа Долороза. Третья остановка. Польская часовня. Виа Долороза. Третья остановка. Вход в Польскую часовню.

С конца XIII века встречаются упоминания о месте схождения двух улиц, где, по преданию, изможденный Иисус упал, неся на плечах Крест. Здесь находится небольшая часовня, с 1856 года принадлежащая Армянскому Католическому Патриархату, однако в первой половине ХХ века она находилась под польским патронатом и в 1947-48 годах была реставрирована на пожертвования польских военных.

Виа Долороза. Третья остановка. Рельеф над входом в часовню. Виа Долороза. Третья остановка. Интерьер Польской часовни. Изображение Христа, падающего первый раз.

Фасад часовни, а также ее интерьер украшены двумя скульптурами А. Мингетти, изображающими падение Иисуса.

 

ЦЕРКОВЬ ДЕВЫ МАРИИ СТРАДАЮЩЕЙ

Между III-й и IV-й Остановками на Via Dolorosa, находится резиденция викария Армянского Католического Патриархата с церковью Девы Марии Страдающей, построенной в 1881 году.

Вход в церковь Марии Страдающей. Фасад церкви Марии Страдающей.

В XIX веке на месте III и IV остановок были руины старинных бань Хаммам-аль-Султан. Восточная их часть использовалась пашой в качестве конюшни.  В 1864 г. армянский католический монах приобрел эту землю как традиционный участок третьей и четвертой остановок.

 

IV ОСТАНОВКА – место встречи Иисуса с Пресвятой Богородицей

Евангелие умалчивает о встрече на Страстном Пути Иисуса со своей Пресвятой Матерью, однако в церковной традиции этому вероятному событию придается большое значение.

Виа Долороза. Четвертая остановка. Здание Армянского католического патриархата. Виа Долороза. Четвертая остановка. Фасад часовни.

Также принадлежащее Армянскому Католическому Патриархату, это место отмечено небольшой часовней, фасад которой украшен скульптурой польского мастера Т. Зилинского, изображающей Спасителя и Пресвятую Богородицу.

Виа Долороза. Четвертая остановка. Рельеф на фасаде часовни. Виа Долороза. Четвертая остановка. Рельеф на фасаде часовни со следами краски, символизирующими кровь.

Раскопки, проведенные еще в 1874 году Клермоном Ганно, показали, что на этом месте находились сначала византийская базилика V или VI веков, а затем, во времена крестоносцев, католическая церковь, известная средневековым паломникам как капелла Измождения и превращенная позже… в турецкие бани.

IV остановка. Инетерьер часовни. IV остановка. Фрагмент мозаики с изображением сандалий.

На уровне античной улицы была обнаружена крипта с фрагментами византийской мозаики, изображающей пару сандалий, обращенных на северо-запад. По одной из гипотез, этим знаком также могло быть отмечено место, где идущий к Голгофе Иисус увидел свою Пресвятую Матерь.

 

V ОСТАНОВКА – место, откуда Симон Киринеянин помог Иисусу нести Крест

В этом месте дорога к Голгофе начинает подниматься, и, вполне вероятно, римские солдаты, видя, насколько  изможден Иисус, стали опасаться, что у Него не хватит сил дойти до места казни.

Виа Долороза. Пятая остановка. Вход в часовню Симона Киринеянина. Виа Долороза. Пятая остановка. Надпись над входом в часовню. Виа Долороза. Пятая остановка. Отметка с номером остановки.

«И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести Крест Его» (Мк., 15:21).

Нести крест осужденного на казнь преступника должно было быть унизительно для любого человека. Иудей Симон происходил из ливийского города Кирены, а его сыновья были известными и уважаемыми в Иерусалиме людьми.

Виа Долороза. Пятая остановка. Интерьер часовни Симона Киринеянина. Алтарь. Виа Долороза. Пятая остановка. Интерьер часовни Симона Киринеянина. Скульптура. Виа Долороза. Пятая остановка. Отпечаток руки Христа.

Паломники упоминают это место с конца XIII века. С XVI века оно было на попечении католического ордена братьев-миноритов капуцинов, одной из самостоятельных ветвей францисканского ордена, существующей с 1525 года. Однако в 1889 году францисканцам удалось приобрести этот участок в собственность и в 1895 году построить небольшую часовню. В 1982 году она была реставрирована, сохранив аскетический интерьер – небольшой престол и скромное Распятие на стене.

 

VI ОСТАНОВКАместо, где Вероника отерла чело Иисусу (часовня Святой Вероники)

Место, где, по церковному преданию, благочестивая Вероника, повинуясь чувству сострадания и не страшась толпы и римских солдат, отерла своим платом пот и кровь с лица Иисуса, принадлежит греческим католикам. Они приобрели этот участок в 1883 и построили церковь, которая позднее была обновлена усилиями А. Барлуцци и мастеров Парижской школы священного искусства.

Виа Долороза. Шестая остановка. Вход в часовню св. Вероники. Виа Долороза. Шестая остановка. Отметка с номером остановки. Виа Долороза. Шестая остановка. Колонна с памятной надписью. Виа Долороза. Шестая остановка. Интерьер часовни. Обратите внимание на готические элементы в убранстве алтаря.

Здесь также можно видеть фрагменты стен и арок римской эпохи.

Согласно преданию, плат святой Вероники не пропал в веках. Эта священная реликвия хранится в римском соборе Святого Петра.

                                                                                                    



------

Поиск отелей

Дата заезда

Дата отъезда

-----------------------------------
------ --------- ............

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz