Название этой мечети, которая на арабском так же, как и Купол Скалы, определяется как «масджид», то есть особое место поклонения святыне, связано с сурой Корана «Аль-Исра» («Перенес ночью»):
«Пречист Тот, Кто перенес ночью Своего раба, чтобы показать ему часть Наших знамений, из Заповедной мечети в аль-Масджид аль-Акса, окрестностям которой Мы даровали благословение. Воистину, Он – Всеслышащий, Всевидящий» (Коран: 17:1).
В эпоху раннего Ислама название «аль-Акса» применялось ко всей Храмовой горе, на которую пророк Мухаммед был чудесно перенесен на волшебном коне во время своего ночного путешествия, ми’раджа. Позднее предание стало связывать точное место перенесения пророка Мухаммеда с местом, где построена мечеть.
Первая, небольшая деревянная мечеть на этом священном месте была возведена еще при халифе Омаре, в середине VII века, однако «официальными датами» сооружения мечети аль-Акса считаются 705-15 годы, когда халиф Аль-Валид возвел на ее месте более монументальное сооружение.
Мечеть Аль-Валида была практически полностью разрушена землетрясением 746 года. Остатки ее пола были обнаружены во время реставрационных работ в 1938 году. Восстановленная аббасидским халифом Аль-Мансуром, мечеть вновь была разрушена землетрясением и вновь восстановлена, на этот раз халифом Аль-Махди. После еще одного рокового для мечети землетрясения, происшедшего в 1035 году, ее восстановил фатимидский халиф Аз-Захир, и только эту мечеть ожидала счастливая судьба сохраниться в целом до наших дней.
Наибольшим перестройкам мечеть подверглась в период господства крестоносцев. Поначалу она служила дворцом-резиденцией иерусалимского короля Балдуина II. Позднее он подарил ее ставшему легендарным ордену Рыцарей Соломонова Храма, известному также как орден тамплиеров, которые посчитали его Храмом Соломона («Темплум Соломонис»). Храм со всех сторон был облеплен различными служебными постройками ордена, которые были полностью удалены в ходе реставрационных работ 1938-42 годов. Тем не менее, об эпохе крестоносцев до сих напоминают сохранившиеся в мечети часовня Захарии и рыцарский зал.
Султан Салах ад-Дин, вернувший Иерусалим в пределы Дар эль-Ислама, «царства Ислама», также подверг мечеть некоторым перестройкам. На южной стене по его велению была построена священная молитвенная ниша-михраб, сохранившаяся до наших дней и деревянная кафедра-минбар, посвященная султану Нур ад-Дину, которому Салах ад-Дин в свое время служил советником и полководцем. Кафедра эбенового дерева с инкрустациями из слоновой кости и перламутра считалась шедевром исламской культуры, но, увы, она погибла во время пожара, устроенного в мечети в 1969 году душевнобольным австралийцем Роганом, считавшим, что Мессия не придет, пока Храмовая гора не будет очищена от мусульманских сооружений. Пожар нанёс колоссальный урон мечети, выгорела треть помещения, местами обрушился свод.
Фасад мечети приобрел окончательную форму в правление племянника Салах ад-Дина, султана Аль-Мелика Аль-Муаззама Исы в 1217 году.
Последние капитальные работы проводились в мечете, как уже было указано, в 1938-42 годах. Старые колонны были заменены на новые, каррарского мрамора. Любопытно, что они были подарены итальянским диктатором Бенито Муссолини. Новая кровля была возведена на средства египетского короля Фаруха. В наши дни мечеть имеет размеры 81,5 х 54,5 м.
Восточное крыло мечети носит название Джама Омар («Общество (Собрание) Омара») в честь халифа Омара ибн Хаттаба. Есть предположение, что это крыло содержит в себе сохранившиеся детали самой первой мечети, что была построена на Храмовой горе халифом Омаром в 640 году.
С 1948 года реставрационные работы в мечети производятся на средства королевской семьи Иордании.
Сегодня это главная мечеть Иерусалима, где проводится пятничная дневная молитва и читается проповедь. Здание состоит из 7 боковых нефов, имеет купол над центральным нефом перед михрабом, и обладает великолепным фасадом с портиком из семи аркад.
КУПОЛ ЦЕПИ (КУББАТ АЛЬ-СИЛЬСИЛА)
К востоку от Купола Скалы находится небольшое сооружение, возведенное на месте, где по преданию царь Давид вершил свой суд (Махкамат Дауд). Есть гипотеза, что в период Второго Храма здесь находилось помещение высшего религиозного суда Иерусалима – Синедриона, - называемое Бейт а-Газит, или Лишкат а-Газит («Помещение высеченного камня»).
Купол сооружен на шестигранном закрытом основании, опирающемся на шесть колонн. Эти колонны окружены галереей с 11-ю гранями, которые образуют мраморные колонны. На южной стороне галереи находится алтарная ниша-михраб.
Само название места напоминает о предании, гласящем, что царь Давид (в другом варианте – его сын, царь Соломон), пытаясь разрешить особо запутанные и неясные дела, прибегал к помощи волшебной цепи, которая была подвешена к своду. Если ответчик или свидетель лгали, то цепь отклонялась от их рук или из нее выпадало одно звено, а если говорили правду, то легко давалась в руки. Мусульмане говорят, что здесь была цепь, созданная из света, которая соединяет небо и землю.
Считается, что Купол Цепи, как и Купол Скалы, был возведен при халифе Абд аль-Малике ибн-Мирване, правившем в 685-705 годах.
Есть предание, что при строительстве Купола Скалы здесь было помещение, где хранились сокровища, собранные для оплаты строительных работ, а также наиболее ценные материалы строительства. По другой гипотезе, Купол Цепи служил архитектурным «эскизом» при строительстве Купола Скалы, длившемся шесть лет (эта легенда, возникшая в конце XV века, не выдерживает критики). Существует и мистическая теория, что Купол Цепи стоит приблизительно в центре Храмовой горы, и является как бы «пупом земли». Наконец, есть мнение, что это помещение служило для собраний строителей Купола Скалы, то есть своего рода «прорабской», где к тому же можно было укрыться в периоды зноя и непогоды.
В эпоху крестоносцев в Куполе Цепи была устроена капелла святого Иакова, брата Господня, который был поставлен первым епископом Иерусалимской Церкви, и много времени проводил в Иерусалимском Храме, молясь за свою общину и за весь еврейский народ.
Существует также достаточно весомая гипотеза, что молитвенным местом для мусульман Купол Цепи стал только при султане Бейбарсе (1260-1277), который устроил в ней михраб (хотя Насир-и-Хосров уже в 1047 году упоминает о наличии прекрасного михраба в Куполе Цепи). Позднее по приказу султана Сулеймана Великого михраб был покрыт изразцами. Среди 11 колонн Купола Цепи есть древние, византийского периода, есть и колонны эпохи крестоносцев, что свидетельствует о долгой истории строительства на этом священном месте, уходящей корнями в позднюю античность.