Район стал заселяться только с 1250 г., в период правления мамлюкских султанов. Они воздвигли множество религиозных школ и приютов для паломников. Число подобных зданий не может не удивлять: изначально мамлюков, составлявших гвардию султанов и захвативших власть в 1250 году, обращали в ислам насильно.
Дома часто украшены посвятительными надписями и гербами, что проясняет историю многих памятников. Большинство из них находятся в частном владении, и поэтому невозможно заглянуть внутрь. Однако, к счастью, самым примечательным в мамлюкском здании чаще всего является именно фасад и его украшения.
МЕЧЕТЬ ЭЛЬ-ХАНАКА И МЕЧЕТЬ ОМАРА
Находящаяся рядом с Храмом Воскресения Христова мечеть эль-Ханака является своего рода «монастырем» суфиев-дервишей. Она была построена в конце XI века, при султане Салах ад-Дине, и значительно расширена в 1341 году при мамлюкском султане Аль-Малике эн-Насере Мухаммеде ибн-Калауне.
С другой стороны Храма Воскресения Христова возвышается сооруженная в тот же период мечеть Омара, которая напоминает о молитве халифа Омара перед гробницей пророка Исы (Иисуса).
Минареты обеих мечетей, стоящие по двум сторонам от Храма Воскресения Христова вровень с его главным куполом, создают как бы единую архитектурную композицию, в которой также можно видеть символ Иерусалима, как города, объединившего в себе разные религиозные традиции.
АКАБАТ ЭТ-ТАКИЙА
Серай эс-Ситт Туншук
О госпоже Туншук, построившей этот дворец, известно очень мало. Возможно, она принадлежала к персидской династии Музаффаридов и была вынуждена бежать за границу после вторжения войск Тамерлана в конце XIV в. Ей удалось взять с собой достаточно денег, чтобы построить себе этот дворец, в котором она жила вплоть до кончины в 1398 г. В 1552 г. дворец был включен в большой комплекс под названием Имарет Хассаки султан, построенный Роксоланой, любимой женой султана Сулеймана Великого.
Комплекс состоял из столовой, где раздавался суп для бедных, караван-сарая и монастыря суфиев. В XIX столетии в этом здании располагалась резиденция османского губернатора Иерусалима, а позднее - сиротский дом. Последнее послужило источником христианской легенды о том, что в IV в. здесь была больница св. Елены.
Необычно, что здание имееет три входа. Все три двери оформлены по-разному, чтобы подчеркнуть эффект. Самым важным входом был западный, над окном которого начертан стих Корана: «пoиcтинe, нe бyдь жe oтчaявшимcя!» (Сура 15, 46-55). Этот вход вел в главную залу и к другим комнатам на верхнем этаже. Это единственный дворец эпохи мамлюков в Иерусалиме.
Гробница эс-Ситт Туншук
За шесть лет до своей смерти госпожа Туншук приготовила себе купольную гробницу прямо через дорогу от своего дворца. Обращают на себя внимание дуги черного, белого и красного камня. С 1720 по 1920 это был жилой дом, для нужд обитателей которого была проделана новая дверь с западной стороны от первоначального портала.
Рибат Байрам Джавиш / Медресе Расасийя
Это здание является весьма значительным вкладом мусульман в архитектуру Иерусалима. По завещанию эмира Байрама в 1540 г. здание стало приютом для паломников, поднимающихся на Храмовую гору. Декор постройки позволяет предположить, что она была создана ремесленниками, прошедшими обучение в период владычества мамлюков. Название Расасийя это здание получило потому, что каменная кладка соединена свинцовыми пластинами. В главной комнате на верхнем этаже, где сейчас классная комната, ранее находилась мечеть с разноцветной нишей-михрабом.
ТАРИК БАБ ЭН-НАЗИР
Одна из главных улиц, ведущих на Храмовую гору. Называется по имени ворот, к которым эта улица ведет.
Рибат Алаэддин эль-Басир (1267)
Основателем этого приюта для паломников был мамлюкский эмир, прославившийся своей мудростью и святостью. Когда он ослеп, то поселился в Иерусалиме, и был назначен инспектором двух Харамов («прокурором») – в Иерусалиме и Хевроне. Его решения так уважали, что несмотря на слепоту он получил прозвище эль-Басир, то есть «обладающий ясным взглядом». В османские времена здесь жили суданские мусульмане - стражи Храмовой горы, а позже здание использовали в качестве тюрьмы для преступников, отбывающих долгие сроки, что объясняет, почему ворота такие крепкие, а комнатки, выходящие во двор, такие маленькие, а также само название места - Хабс аль-Дам («Тюрьма крови»).
Это старейшее мамлюкское здание в Иерусалиме, возведенное, когда при постройке еще не использовались цветные камни.
Рибат Мансури (1282)
Построен по приказу султана Аль-Мансура Калауна (1279-90). Возможно, непосредственно строительством руководил эмир Алаэддин, чей собственный приют находится через дорогу.
При Османском правительстве он служил в качестве бараков для стражей Храмовой горы (как и рибат Алаэддин напротив), а затем как тюрьма. До сих пор можно видеть маленькие камеры во дворе. Для постройки этого здания были использованы камни и другие материалы византийских церквей и церквей времен крестоносцев.
Медресе Манджакийя (1361)
Основателем медресе был эмир Саиф аль-Дин Манджак, умерший в Каире в 1375 г. К началу ХХ столетия на месте первоначального здания остались одни руины. В 1921-22 гг. была проведена реставрация, и теперь здесь располагаются помещения Фонда мусульманского Наследия.
ТАРИК БАБ ЭЛЬ-ХАДИД
Медресе Джавхарийя (1440)
Основателем этого учебного заведения был абиссинский евнух Джавхар Аль-Кунукбайи. Большинству евнухов давались имена по названиям драгоценных камней: Джавхар означает «драгоценность». После освобождения из рабства Аль-Кунукбайи, благодаря своей энергии и таланту, стал казначеем и экономом султанского гарема в Каире.
Основатель хотел, чтобы медресе напрямую соединялось с Храмовой горой. Для этого верхний этаж здания был продолжен над расположенным рядом одноэтажным Рибат Курт.
Рибат Курт аль-Мансури (1293)
Очень скромный одноэтажный приют для паломников. Его основатель – Саиф эд-Дин Курт - был главным казначеем при каирском дворе, перед тем, как его назначили губернатором Триполи в 1299 г. В декабре того же года он умер во время кампании против татар в Хомсе.
Медресе Аргунийя (1358)
Аргун эль-Камили скончался в Иерусалиме в изгнании. Ему было около 30 лет. До того, как впасть в немилость, он был губернатором Дамаска и дважды губернатором Алеппо. В борьбе за трон эль-Камили оказался на стороне проигравших. После тюремного заключения в Александрии его отправили в Иерусалим в ссылку.
Медресе Мужирийя (1480)
Во время возведения медресе Абу Бакр Мухаммед ибн Мужир был секретарем Египетского Архива. В 1488 г. он умер в Наблусе от лихорадки, пытаясь собрать войска для экспедиции против султана. Чтобы школа соединялась с Храмовой горой, верхний этаж был построен над Медресе Аргунийя.
СУК ЭЛЬ-КАТТАНИН
Эти торговые аркады были расчищены и отреставрированы в 1974 г. Название означает «Рынок торговцев хлопком». Западная часть – перестроенный рынок времен крестоносцев, который позднее был расширен вплоть до Храмовой горы. Над магазинами располагались жилые комнаты или складские помещения, войти в которые можно было из коридоров, идущих вдоль внешней стены.
Три надписи на рынке упоминают эмира Танкиза. Одна находится на медных рельефах Хлопковых ворот, вторая на перекладине над дверями, а третья на перемычке над входом в Хан Танкиз. В этот караван-сарай можно войти через двойной вход с южной стороны. Герб на перемычке дверей Хан Танкиза указывает на то, что Танкиз исполнял должность кравчего. 28 лет он был на государственной службе – сначала губернатором Дамаска, затем вице-правителем Сирии. За это время он приобрел огромное состояние, большую часть которого потратил на украшение Иерусалима. Правда, карьера его закончилась плохо – появились подозрения в лояльности Танкиза, и в 1340 г. его казнили в Александрии.
Возможно, он приказал построить не только новый рынок, но и две бани – Хаммам эль-Айн и Хаммам эль-Шифа. Первая отреставрирована и представляет собой классическую мамлюкскую баню. Вторая расположена над колодцем 26-метровой глубины, видимо, принадлежавшем более ранней постройке.
ТАРИК БАБ ЭЛЬ-СИЛСИЛА
Хан эс-Султан (1386)
Название мечети происходит от надписи, в которой упоминается султан Баркук, первый из черкесских мамлюкских султанов (1382-99). Однако очевидно, что он лишь расширил и отреставрировал постоялый двор времен крестоносцев. Сюда издалека свозились товары для дальнейшей перепродажи. В главном зале постоялого двора находились склады. Животных размещали в конюшне, куда можно было пройти вдоль западной стены. Мамлюки пристроили открытый двор, вокруг которого тоже были жилые комнаты (вверху) и складские помещения (внизу).
Медресе Таштимурия (1382)
Эмир Таштимур был видным чиновником в Египте и Сирии. В 1382 он удалился от дел и поселился в Иерусалиме, где сразу приступил к сооружению собственной гробницы. В 1384 г. эмир упокоился в ней, а через 9 лет там же был похоронен его сын Ибрагим. Проход рядом с гробницей ведет к великолепному зданию медресе.
Гробница Барка-Хана (Библиотека Халиди)
Романское убранство над правым окном фасада изначально украшало вход в гробницу Барка-Хана. Он был военачальником хорезмийцев, с боями дошедших к 1244 г. до Газы. Через два года он погиб в битве при Хомсе. Его голова была с триумфом принесена в Алеппо. Как же такому человеку возвели гробницу в Иерусалиме?
Султан Бейбарс (1260-77) женился на дочери Барка-Хана, и два ее брата получили возможность сделать карьеру и приобрести состояние. Один из них, Бадр аль-Дин Мухаммед, и построил своему отцу гробницу между 1264 и 1280 годами. На мавзолее можно прочесть следующую надпись: «Чистыми мы появились из ничего, и нечистыми мы стали; спокойными мы пришли в этот мир, и стали испытывать страдания».
После 1280 г. с восточной стороны к зданию было добавлено несколько сводчатых пристроек: до сих пор на фасаде заметны следы арок. В 1390 г. они были заложены, а сохранившиеся доныне дверь и окно были встроены неким Мухаммедом ибн Ахмадом. Он также надстроил наверху комнату. В 1900 г. мавзолей был превращен в читальный зал библиотеки Халиди, содержащей 12 000 манускриптов.
Гробница Килания (1352)
Эмир Килани оставил своему племяннику 100 000 дирхемов, чтобы тот построил гробницу в Иерусалиме и перевез туда его тело. На дядины деньги племянник добавил погребальную камеру еще и для себя.
Гробница/Медресе Тазия (1362)
Таз начал свою карьеру в качестве кравчего при дворе султана Аль-Назира Мухаммеда. Затем он стал губернатором Алеппо после Аргуна Аль-Камиля.
Через четыре года он оказался в Александрийской тюрьме, где его ослепили, а затем отправили в Иерусалим в ссылку. Бедное оформление гробницы Таза показывает, как мало денег у него осталось.
Но его надежды упокоиться в Иерусалиме тоже не оправдались. Он умер в Дамаске в 1362 г., где и был похоронен.
Гробница Туркан Хатун (1352)
О госпоже Туркан известно лишь то, что она была родом из восточных пределов Дар эль-Ислама, «мира Ислама». Имена ее отца и дедушки, упоминающиеся в надписи на мавзолее, встречаются у членов семей ханов Золотой Орды. Фасад с первого взгляда привлекает изяществом – арабески, выполненные в камне, делают его одним из самых красивых в Иерусалиме.
Гробница Садийя (1311)
Гробницу Саад аль-Дина Масуда стоит отметить – ее отличает сталактитовый декор (один из ранних примеров такого украшения в Иерусалиме) и цветная мраморная мозаика над дверью.
Медресе Танкизия (1328)
Открытое пространство перед воротами Цепи позволяет в полной мере оценить великолепный вход в учебное заведение, построенное тем же эмиром Танкизом, о котором говорилось выше в связи с Сук эль-Каттанин. Надпись украшена тремя гербами с изображением чаши. Улица и медресе построены на арке Уилсона, огромном мосте, когда-то ведшем в долину Тиропейон. Улица I в., пересекавшая мост Ирода, частично видна в районе раскопок перед воротами. Рядом стоит фонтан, который был подарен городу султаном Сулейманом Великолепным.
При его постройке использовались старые элементы: чаша – часть римского саркофага, остальные фрагменты принадлежат времени крестоносцев.
Улица заканчивается главным входом на Храмовую гору. Огромная арка, располагающаяся внизу, как будто указывает на то, что здесь должны были быть главные ворота храма Ирода, но никаких следов этих ворот не было найдено.