Интересной находкой стал подземный ход, входивший в систему колодцев и шахт, позволявшую добывать воду, не выходя за пределы города (). Этот ход получил название «шахты Уоррена», по имени английского археолога и военного сэра Чарльза Уоррена, который обнаружил его в XIX веке. Через нее можно было опустить ведро на веревке в резервуар, куда вода попадала из источника Гихон.
Горизонтальная трещина над шахтой – это граница между пористым известняком сверху и непроницаемым для воды доломитом внизу. Дождевая вода, проникая сквозь поры известняка, текла по поверхности доломита, образуя горизонтальный тоннель, выходящий на склоне снаружи. Сквозь трещину в доломите вода падала вниз, и получился колодец, которому более 40 000 лет. Эти натуральные полости были использованы иевусеями, которые искусно увеличили их, чтобы получать доступ к воде во время осады. Вход в тоннель находился внутри городских стен XVIII – VI вв. Ранее считалось, что через эту шахту Иоав взошел в иевуситский город. Однако недавние находки Ронни Рейха (остатки больших башен, охраняющих источник Гихон и прилегающий пруд) частично опровергли эту гипотезу.
Раскопки конца ХХ – начала XXI века показали, что территория раннего города была почти вдвое большей, чем предполагалось ранее, и выходила за пределы холма Офель. Иными словами, Иерусалим еще до прихода Давида, вероятно, был весьма крупным для своего времени городом с развитой системой коммуникаций.
ХРАМ И РАСКОПКИ В РАЙОНЕ ЗАПАДНОЙ СТЕНЫ
СТЕНА ПЛАЧА (ЗАПАДНАЯ СТЕНА) ИСТОРИЯ ХРАМА ТОННЕЛЬ ЗАПАДНОЙ СТЕНЫ ЮГО-ЗАПАДНЫЙ УГОЛ ДВОЙНЫЕ И ТРОЙНЫЕ ВОРОТА
СТЕНА ПЛАЧА (ЗАПАДНАЯ СТЕНА)
Главной исторической Святыней в иудаизме признается гора Мориа, или Храмовая гора, и Храм, воздвигнутый на ней царем Соломоном. Известная в европейской традиции как Стена Плача, Западная стена («а-Котель а-маарави») воплощает в себе священную память о Храме, став самым святым для евреев местом. Духовное значение Стены тем более важно, что рабанут (религиозный суд) запрещает евреям посещать Храмовую гору по многим причинам. В том числе потому, что неясно, где находилась Святая святых и есть риск попрать ногами Святое место.
Известно, что в первые века после разрушения Храма местом молитвы для евреев служила Елеонская гора, откуда хорошо видно все место Храма. Однако уже с V века зарождается традиция молиться у Стены Плача, ставшей также символом надежды на будущее восстановление Храма. С 639 года, когда после возведения мусульманских святилищ на Храмовой Горе иудеям был запрещен доступ на то место, где находился Храм, Западная стена стала главным местом паломничества. В XII-XIV вв. на участке, прилегающем к Западной стене, находились здания, принадлежащие общине африканских мусульман.
Во всем мире религиозные евреи молятся в сторону Израиля, евреи в Израиле – в сторону Иерусалима, а в самом Иерусалиме евреи молятся в сторону Стены Плача. И у самой Стены всегда можно увидеть множество верующих, пришедших помолиться и поплакать о разрушенной римлянами в 70 году Святыне, а кроме того оставить в щелях между камней записки с просьбами-мольбами ко Всевышнему. Раз в год эти записки собирают и закапывают на Елеонской горе.
Западная стена – это уцелевшая после разрушения Храма часть подпорной стены, созданной вокруг Храмовой горы при перестройке Второго Храма царем Иродом Великим (37-4 гг. до н.э.). Общая длина стена определяется в 485 м, в то время как сама Стена Плача – это ее отрезок в 60 м.
Подпорная стена служила для поддержания земляной насыпи, созданной для расширения как самой Храмовой горы, так и площади Храма. Она была воздвигнута из больших (в основном длиной 1,5-3 м и высотой 1-1,2 м), тщательно обтесанных камней. В течение веков стена постепенно «тонула» в земляных наносах, и потому ее надстраивали. Два века назад над поверхностью земли были видны всего лишь пять верхних рядов изначальной кладки, выше которой можно видеть ни много ни мало 19 рядов меньшего размера камней римской, византийской и более поздних эпох.