В нескольких шагах к востоку от Гробницы Девы Марии и церкви Успения Богородицы расположен скальный грот, которому католическая традиция приписывает очень важное значение, а именно – места, где Иисус собирался со своими учениками, где Он в ночь перед арестом оставил их, сказав:
«…молитесь, чтобы не впасть в искушение. И Сам отошел от них на вержение камня и, преклонив колена, молился» (Лк, 22: 40-41).
Согласно данной традиции, в непосредственной близости от этого места…
«…появился народ, а впереди его шел один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошел к Иисусу, чтобы поцеловать Его…» (Лк, 22:47).
Традиция почитания места уходит корнями в IV век, когда многие паломники считали, что место ареста находилось левее дороги, которая вела из Иерусалима на Елеонскую гору.
Стоит отметить, что Русская Православная Церковь почитает местом ареста Иисуса другой, меньшего размера грот, находящийся в Гефсиманиицеркви святой Марии Магдалины. немногим выше Камня Агонии (и соответственно, базилики Моления о чаше), на территории
Гефсиманский грот размерами 17 на 9 м и высотой 3,5 метра был приобретен францисканским орденом в 1392 году. После большого наводнения 1955 года были проведены под руководством о. Вергилиуса Корбо археологические и реставрационные работы, пролившие свет на историю грота.
В евангельскую эпоху пещера использовалась для сельскохозяйственных нужд и не предназначалась для погребений. Первые захоронения были произведены лишь в византийский период, В IV веке пространству грота была придана форма, характерная для часовен, а в обычай вошло погребать монахов под полом церквей. Здесь было обнаружено более 40 погребений V-VIII веков, а также – более поздних, относящихся к периоду владычества крестоносцев. Свод первой церкви поддерживали четыре колонны, а под отверстием в своде была сделана небольшая цистерна для сбора дождевой воды. От интерьера византийской часовни остались фрагменты белой мозаики и часть алтаря.
Во времена крестоносцев пол часовни был выложен каменными плитами, мрамором и мозаикой из крупных квадратов. Почти не сохранившиеся мозаичные картины на стенах изображали Моление Христа в Гефсиманском Саду, Иисуса с апостолами, а также - Ангела, укреплявшего Иисуса во время Его молитвы.
В настоящее время в гроте находится католическая церковь, где проводятся богослужения. Во время реставрационных работ 1957 года в гроте были воздвигнуты три новых алтаря. Фреска над главным алтарем изображает Иисуса, молящегося с апостолами в пещере. На фреске можно увидеть также большой каменный пресс для маслин, символизирующий Страсти Христовы. Над левым алтарем изображено Успение Пресвятой Богородицы, а над правым – Поцелуй Иуды.
Рядом с гротом находится небольшой монастырь Греко-православной Церкви, построенный в 1966 году.
ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО СТЕФАНА ПЕРВОМУЧЕНИКА
Греческий православный храм и монастырь святого Стефана построены вскоре после Шестидневной войны 1967 года на месте, где, по преданию, был убит толпой христианский первомученик Стефан, старший среди семи дьяконов, поставленных апостолами. Открыто исповедуя Христа в Синедрионе, Стефан вызвал гнев иудеев, которые вывели его за город и побили насмерть камнями на лестнице, спускавшейся в долину Кедрона. На территории храма показывают несколько древних ступеней, оставшихся от этой лестницы.
VIRI GALILAEI
Большой участок у вершины Елеонской горы принадлежит Греческой Православной Церкви и носит название Viri Galilaei, что в переводе означает «Мужи Галилейские». Так обратились два Ангела к ученикам Христа, когда Иисус вознесся на небеса.
«И сказали: мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо». (Деян., 1:11).
На участке находится церковь, посвященная явлению воскресшего Христа одиннадцати ученикам в Галилее, а также остатки византийской базилики, находившейся на месте, где, по апокрифическому преданию, Архангел Гавриил предсказал Пресвятой Богородице ее скорое Успение. Здесь есть части колонн, фрагменты мозаики, а также остатки древних иудейских и христианских гробниц.
Viri Galilaei является также местом упокоения Иерусалимских патриархов.
PATER NOSTER (ЦЕРКОВЬ И МОНАСТЫРЬ)
Евангелие от Луки гласит:
«Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи, научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих. Он сказал им, когда молитесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; Хлеб наш насущный подавай нам на каждый день; И прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого». (Лк, 11:1-4).
По преданию, восходящему по меньшей мере к IV веку, к Иисус преподал ученикам эту молитву именно здесь, на Елеонской горе. При раскопках 1910-11 годов на этом месте были обнаружены остатки византийской базилики, которая была возведена, судя по всему, между 326 и 333 годами по велению царицы Елены, посетившей тогда Иерусалим.
Церковь, именовавшаяся Елеона (под таким названием она упоминается историком Евсевием Кесарийским и паломниками IV века), занимала площадь 29,5 х 18,2 м, имела три атриума, портики, три нефа и перистиль (открытый дворик). Главной святыней, находившейся в ее стенах, был древний грот, где, вероятно, Иисус собирался со своими учениками.
В византийскую эпоху некоторые иерусалимские патриархи изъявляли желание быть погребенными в пределах «церковной ограды» Елеоны.
Разрушения постигли церковь как при персидском нашествии 614 года, так и при правлении «безумного халифа» аль-Хакима (996-1021 гг.).
При крестоносцах, в 1102 году, на месте древней базилики была сначала возведена небольшая капелла, а спустя полвека при содействии двух знатных датчан, братьев Свейна и Эгиля Свенсенов, первый из которых был епископом Выборга, а второй – адмиралом, была построена церковь Pater Noster, где оба брата и были позднее погребены.
Вскоре после завоевания Иерусалима в 1187 году султаном Салах ад-Дином христианская церковь была вновь разрушена.
В 1342 году францисканский монах Николай из Поджибонси обнаружил фрагмент ее стены с выгравированной молитвой «Отче наш». Однако место оставалось в запустении вплоть до конца XIX века, когда этот участок Елеонской горы приобрела Аурелия де Босси, принцесса де ля Тур д’Овернь. По ее собственному свидетельству, спасаясь в мирской светской суете молитвой «Отче наш», она решила найти и восстановить святое место, чему и посвятила 17 лет жизни. Грот долго не могли найти, пока принцесса сама не указала вдруг на место: «Это здесь!»
В течение последующих двух лет, с 1873 по 1875 годы, архитектор Андре Леконт строил церковь, копирующую Кампо Санто в Пизе, после чего она была передана католическому женскому монашескому ордену босоногих сестер-кармелиток (самая известная из кармелиток – св.Тереза Авильская). Здание представляет собой систему галерей, стены которых украшены керамическими панно, и на каждом из 42 панно представлена молитва «Отче наш» на одном из языков мира. Есть текст и на церковно-славянском языке, который здесь назван «московитским».
Сама принцесса Овернская, скончавшаяся в 1889 году, до конца своих дней опекала монастырь. Она погребена в одной из его келий.
DOMINUS FLEVIT (ЦЕРКОВЬ ПЛАЧА ГОСПОДНЯ)
По преданию, здесь, на Елеонской горе, Иисус оплакивал Иерусалим, предвидя его разрушение.
«И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем. И сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему; но это сокрыто от глаз твоих, Ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя и стеснят тебя отовсюду.И разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне, за то, что ты не узнал времени посещения твоего». (Лк., 19:41-44).
Место было приобретено францисканским орденом в 1891 году.
Францисканец Беллармино Багатти в 1953-55 годах проводил на этом месте раскопки и обнаружил множество захоронений – в том числе могилу ханаанского периода (XV-XIV века до н.э.), 20 пещерных захоронений периода Второго Храма и 38 ямных могил византийского периода (IV-V века н.э.).
Были также обнаружены остатки византийской церкви и монастыря, посвященных святой пророчице Анне, которая вместе со святым Симеоном Богоприимцем удостоилась увидеть в Иерусалимском Храме Младенца Иисуса. О. Беллармино датировал церковь VII веком, другие ученые – V-VI веками. Сохранились фрагменты византийских мозаик, изображающих фрукты и половину рыбы. От монастыря остались фундаменты помещений, колонны, маслодавильня, цистерна. Известно, что в начальный мусульманский период, до прихода крестоносцев, монастырь был обращен в мечеть и медресе аль-Мансурийя («Победитель»), которая при крестоносцах вероятно, была разрушена, поскольку известно, что ее восстанавливали около 1518 года, а позднее опять превратилась в руины.
Первая францисканская капелла появилась на этом месте в 1891 году. Новая скромная церковь Плача Господня (на латыни – Dominus Flevit) на ее месте, как и соседствующая с ней пышная базилика Агонии, построена архитектором Антонио Барлуцци, но тремя десятилетиями позже Храма Всех Наций, а именно в 1955 году. Форма ее купола символизирует слезу Иисуса, а единственное небольшое окно выходит на запад, в сторону расположенного за Кедронской долиной Иерусалима. Церковь уникальна тем, что ее алтарь тоже обращен не на восток, а на запад. Мозаика алтаря изображает курицу с цыплятами, напоминая о горьких словах Иисуса:
«Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф, 23:37-38).
МОГИЛА ПРАВЕДНИЦЫ (ГРОТ СВЯТОЙ ПЕЛАГИИ)
Расположенная вблизи часовни Вознесения святыня – один из наглядных символов Иерусалима как «города трех религий». Этот грот-гробница почитается евреями как могила пророчицы Хульды (о которой можно прочесть во второй книге Млахим, гл.22), христианами – как место погребения святой Пелагии, а мусульмане поклоняются здесь могиле святой Умм-аль-Хейр Рабии.
Умм-аль-Хейр Рабия – уроженка Басры, жившая во II веке, - почитается как великий аскет и мистик последователями суфизма, которые передают ее учение изустно.
Христианская традиция почитания гробницы – наиболее древняя. По преданию, святая Пелагея была в миру известной танцовщицей и пантомимисткой Антиохии и звалась Маргаритой. Епископ Антиохии Нонн, как ни удивительно, ставил ее в пример себе и другим епископам, говоря, что, как она трепетно ухаживает за данной ей Творцом красотой тела, так и христиане обязаны чистить и украшать свои сердца. Позднее епископ Нонн обратил танцовщицу, и под именем Пелагии она провела остаток дней в келье-гроте на Елеонской горе.
ЧАСОВНЯ ВОЗНЕСЕНИЯ
На 40-й день после воскресения из мертвых Иисус Христос собрал своих учеников на вершине Елеонской горы и, когда они с надеждой спросили, не сейчас ли Он восстановит царство Израиля, сказал им:
«…не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в своей власти; Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии, и даже до края земли» (Деян., 1:7-8).
И на глазах учеников произошло чудо:
«Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло его из вида их» (Деян., 1:9).
Место, где произошло это евангельское событие почитается как христианами, так и мусульманами, которые верят, что пророк Иса действительно воскрес из мертвых, взошел на небеса и вновь грядет на землю, возвещая о наступлении Судного Дня.
Первая церковь, имевшая округлую форму, была сооружена на месте Вознесения Христова в 376-8 годах на средства римской матроны Помении. Паломникам IV-V веков она была известна под названием «Имбомон» (вероятно, от искаженного греческого слова «холм»). Ориентиром для ее возведения, возможно, послужил выступающий из земли камень с выемкой, удивительно напоминающей глубокий отпечаток человеческой ступни. Предание гласит, что именно с этого камня, известного православным паломникам как «Стопочка», Христос вознесся в небо. Был, как говорят, и отпечаток другой, правой ступни, но мусульмане его вырубили и перенесли в мечеть Аль-Акса.
В 438 году к этой церкви были пристроены часовня и здание мужского монастыря.
Разрушенная персами в 614 году, церковь Вознесения была восстановлена в 628 году патриархом Модестом и представляла собой ротонду с несведенным куполом и двумя круговым колоннадами, внешней и внутренней, поддерживавшими аркаду. По ночам огни горящих в церкви свечей были видны из Иерусалима.
Крестоносцы, завоевав Иерусалим в 1099 году, превратили место Вознесения в настоящую крепость, ставшую важной стратегической точкой на Иерихонской дороге. Было построено мощное восьмиугольное сооружение диаметром 37 метров, в центре которого и поместилась часовня из белого мрамора.
В 1187 году султан Салах ад-Дин, в свою очередь завоевавший Святой Город, объявил место Вознесения Иисуса святыней Ислама, и, снеся внешний периметр, превратил церковь в мечеть. Пространство между колоннами было заложено, остался один вход, а камень Вознесения был передвинут от центра к югу. В 1200 году был перестроен купол часовни. Интересно, что мусульмане оставили купол, как и раньше, не сведенным – с круглым отверстием в вершине, - следуя христианской традиции, что нельзя сводить купол над местом, где Иисус вознесся на небо.
Последняя перестройка часовни была произведена в 1835 году из остатков церкви эпохи крестоносцев. В наши дни только францисканцы имеют право проводить богослужения в самой часовне. Алтари других конфессий – Греческой Православной, Армянской, Коптской и Сирийской Церквей– расположены во дворе часовни.
Это место и ныне принадлежит мусульманской общине, и христианских паломников, как правило, встречает улыбчивый араб с неизменным ящичком для «бакшиша».
ЦЕРКОВЬ ВОЗНЕСЕНИЯ
Большой участок на вершине Елеонской горы принадлежит Русской Православной Церкви за рубежом. На нем расположены церковь Вознесения с колокольней во имя Иоанна Крестителя и русский православный Елеонский женский монастырь.
Жители Иерусалима называют колокольню «Русской свечой». Ее высота – 64 метра. С верхнего яруса открывается захватывающая панорама Святой Земли от Средиземного моря и Яффы на западе до Мертвого моря, долины Иордана и гор Моав на востоке. Одной из целей строительства такой высокой колокольни было дать возможность тем паломникам, которые не имели возможности, добраться до Иордана, хотя бы посмотреть на святую реку издали.
Строительство церкви в византийском стиле началось по проекту и под руководством начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина (Капустина) в 1870 году, вскоре после приобретения участка, и продолжалось до 1887 года.
Большой колокол храма, весящий почти 5 тонн, был отлит в России и привезен в 1885 году морским путем в Яффу. По преданию, арабские рабочие отказались везти его, и за дело взялись русские женщины-паломницы, которые вручную в продолжении целой недели катили его до обители, преодолев более 60 километров!
Во время раскопок, проводившихся при архимандрите Антонине, были обнаружены остатки армянской церкви византийского периода, фрагменты богатых мозаик, древние погребальные пещеры и скульптурное изображение, как считают, царя Ирода Великого, ныне хранящееся в Эрмитаже.
Главные святыни обители – камень, на котором, по преданию, стояла Пресвятая Богородица при Вознесении Иисуса (камень помещен в притворе церкви) и место первого и второго обретения честной главы Иоанна Крестителя, где была сооружена часовня. Пол часовни украшает великолепная позднеантичная мозаика с изображением многочисленных птиц.
Иконостас церкви Вознесения привезен из Афона. Среди наиболее почитаемых икон – выполненная на холсте икона Богоматери Черниговской, именуемая также «Елеонской Скоропослушницей», и икона Божьей Матери «Взыскание Погибших», являющаяся даром паломников, в 1911 году плывших морем из России в Святую Землю и едва не погибших в пути. Росписи выполнены монахиней Таисией, в миру Т.Г. Карцевой (1901-1997).
Слева от алтаря, в полу, лежат куски белого мрамора с красноватыми вкраплениями. Это – фрагменты пола, сохранившегося при нашествии персов в 614 году. По преданию, подтвержденному найденными вблизи останками, персы убили более 1200 монахинь, и память о них была увековечена «инкрустацией», напоминающей капли крови.