Здесь уместно представить краткую историю самого Храма.
Храм (бет ха-микдаш) – здание, которое служило для отправления культа Бога Израиля и являлось местом Шехины (Шехина – на иврите «присутствие», «обитание») Всевышнего, пребывающей на земле среди народа Израиля.
До Храма культовые центры евреев существовали в завоеванном ханаанском Гилгале, Шило, Мицпе и ряде других городов. Сам царь Давид был помазан на царство в храме Хеврона.
Перенеся Ковчег завета – символ присутствия Бога – в завоеванный им Иерусалим, Давид придал ему значение святого города, центра духовной жизни Израиля.
По преданию, Давид приобрел участок Храмовой горы у Орны иевусеянина, державшего там гумно, и на месте, где Авраам решился принести в жертву сына своего, Исаака, воздвиг жертвенник Богу Израиля с целью остановить поразившую народ эпидемию.
«И пришел в тот день Гад к Давиду и сказал: иди, поставь жертвенник Господу на гумне Орны Иевусеянина. И пошел Давид по слову Гада [пророка], как повелел Господь. И взглянул Орна и увидел царя и слуг его, шедших к нему, и вышел Орна и поклонился царю лицем своим до земли. И сказал Орна: зачем пришел господин мой царь к рабу своему? И сказал Давид: купить у тебя гумно для устроения жертвенника Господу, чтобы прекратилось поражение народа. И сказал Орна Давиду: пусть возьмет и вознесет в жертву господин мой, царь, что ему угодно. Вот волы для всесожжения и повозки и упряжь воловья на дрова. Все это, царь, Орна отдает царю. Еще сказал Орна царю: Господь Бог твой да будет милостив к тебе! Но царь сказал Орне: нет, я заплачу тебе, что стоит, и не вознесу Господу Богу моему жертвы, взятой даром. И купил Давид гумно и волов за пятьдесят сиклей серебра. И соорудил там Давид жертвенник Господу и принес всесожжения и мирные жертвы. И умилостивился Господь над страною, и прекратилось поражение Израильтян» (2 Цар, 24:18-25).
Здесь же Давид намеревался воздвигнуть Храм, но по совету пророка Натана завещал великое дело своему сыну Соломону.
ПЕРВЫЙ ХРАМ (ХРАМ СОЛОМОНА)
Царь Соломон возводил Храм при содействии Хирама, правителя финикийского города Тира, который поставил кедровое дерево и предложил опытных мастеров:
«И послал также и Соломон к Хираму сказать: ты знаешь, что Давид, отец мой, не мог построить дом имени Господа Бога своего по причине войн с окрестными народами, доколе Господь не покорил их под стопы ног его; ныне же Господь Бог мой даровал мне покой отовсюду: нет противника и нет более препон; и вот, я намерен построить дом имени Господа Бога моего, как сказал Господь отцу моему Давиду, говоря: «сын твой, которого Я посажу вместо тебя на престоле твоем, он построит дом имени Моему; итак прикажи нарубить для меня кедров с Ливана; и вот, рабы мои будут вместе с твоими рабами, и я буду давать тебе плату за рабов твоих, какую ты назначишь; ибо ты знаешь, что у нас нет людей, которые умели бы рубить дерева так, как Сидоняне.
Когда услышал Хирам слова Соломона, очень обрадовался и сказал: благословен ныне Господь, Который дал Давиду сына мудрого для управления этим многочисленным народом! И послал Хирам к Соломону сказать: я выслушал то, за чем ты посылал ко мне, и исполню все желание твое о деревах кедровых и деревах кипарисовых; рабы мои свезут их с Ливана к морю, и я плотами доставлю их морем к месту, которое ты назначишь мне, и там сложу их, и ты возьмешь; но и ты исполни мое желание, чтобы доставлять хлеб для моего дома» (3 Цар, 5: 2-9).
Работа шла беспрерывно в течение семи лет силами 30 тысяч израильтян и 150 тысяч ханаанеев, и после завершения строительства Ковчег завета был торжественно установлен в Святая святых.
Священная территория Храма разделялась на две части: внешний и внутренний дворы. Внешний двор предназначался для народа. Внутренний двор был окружен низкой оградой, чтобы народу было видно священнодействие. Каменное здание храма (30 х 10 х 15 м) располагалось во внутреннем дворе. Плоская, сложенная из кедровых бревен и досок крыша Храма не опиралась на колонны. Внутренние стены и пол был обшиты кедром и золотом.
Восточной частью Храма был Притвор (Улам), отделявший святое от мирского. Перед входом в Притвор находился большой медный Жертвенник всесожжения, на котором совершались храмовые жертвоприношения животных.
Следующее помещение – Зал (Хейхал), предназначавшийся для богослужения. В этом, самом большом помещении Храма, находилась золотая Менора (семисвечник) Моисея, а также десять семисвечников, отлитых царем Хирамом. Все они горели постоянно. У стен находились десять золотых Столов хлебов предложения.
В глубине Зала находилось главное помещение Храма – Святая святых (Двир), - отделенное от Зала кедровой стеной с кипарисовой дверью, скрытой за дорогой завесой. Перед дверью находился кедровый и позолоченный Жертвенник воскурения, предназначавшийся для воскурения фимиама.
В Святая святых находился только Ковчег завета со Скрижалями Завета, установленный на каменном пьедестале высотой 6-7 см. Пьедестал именовался Камнем основания, считаясь первой твердью в созданной Творцом Вселенной. Над Ковчегом завета простирали крылья позолоченные херувимы 5-метровой высоты, вырезанные из массива оливкового дерева.
В Святая святых отсутствовали окна и освещение. Только первосвященник имел право войти в нее один раз в год, в осенний праздник Йом Киппур (День Искупления), чтобы совершить обряд воскурения.
В 586 году вавилоняне сожгли и разрушили Храм и увели большую часть населения Иудеи в Вавилонское царство. Ковчег завета был навеки утрачен. Никаких следов этого храма найдено не было.
ВТОРОЙ ХРАМ (ХРАМ ИРОДА)
Восстановление Храма началось после 538 года до н.э., когда персидский царь Кир, завоевавший Вавилон, позволил евреям вернуться на родину и воссоздать Святыню.
Работы велись в 520-16 годах под руководством Зоровавеля, отпрыска дома Давида, и первосвященника Иехошуа. Второй храм был куда более скромных размеров и не богато украшен. Однако его постепенно расширяли и украшали. Этот Храм тоже исчез практически бесследно. Однако и Иоанн, и Лука отождествляют восточный дворик храма Ирода с портиком Соломона.
Иоанн, 10:23: «И ходил Иисус в храме, в притворе Соломоновом».
Деяния, 3:11: «И как исцеленный хромой не отходил от Петра и Иоанна, то весь народ в изумлении сбежался к ним в притвор, называемый Соломонов».
Деяния, 5:12: «Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса; и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом».
Это название I в. объясняется Иосифом Флавием.
Иудейская война, Книга пятая, глава четвертая: «Но после того, как царь Соломон, первый основатель храма, укрепил стеной восточную часть холма, на земляной насыпи была построена еще колоннада; на других сторонах храм стоял еще открытым».
Иудейские древности, Книга двадцатая, глава девятая: «В то время была вполне закончена постройка храма. Когда же народ увидел рабочих, которых было свыше восемнадцати тысяч человек, без дела и понял, что теперь они, по окончании работ, останутся без хлеба, а с другой стороны, из страха перед римлянами не желал копить храмовые деньги, то он, думая о рабочих и имея в виду употребить эти деньги на них (всякий рабочий, который поработал хотя бы один час в день, немедленно получал свой заработок), обратился к царю с просьбою о перестройке восточной галереи храма.
Эта галерея тянулась вне храма и была воздвигнута над глубоким обрывом. Она покоилась на стенах, имевших в длину четыреста локтей. Эти стены были сооружены из белого мрамора, каждая глыба которого имела в длину двадцать, а в вышину шесть локтей, и представляли дело царя Соломона; он первый отстроил весь храм. Однако Агриппа, которому император Клавдий поручил заведование делами храма, полагая, что разрушение всякой вещи нетрудно, тогда как тяжело ее создание, особенно же в применении к такой галерее, которая потребует много времени и громадных денежных затрат, отказал населению в этой просьбе».
Иосиф может быть прав, поскольку основание восточной стены действительно принадлежит еще до-иродианским временам.
В 169 г. до н.э. Антиох IV Сирийский разграбил Храм.
1 Мак, 1:20-4: «После поражения Египта Антиох возвратился в сто сорок третьем году и пошел против Израиля, и вступил в Иерусалим с сильным ополчением; вошел во святилище с надменностью и взял золотой жертвенник, светильник и все сосуды его, и трапезу предложения, и возлияльники, и чаши, и кадильницы золотые, и завесу, и венцы, и золотое украшение, бывшее снаружи храма, и всё обобрал. Взял и серебро, и золото, и драгоценные сосуды, и взял скрытые сокровища, какие отыскал. И, взяв всё, отправился в землю свою и совершил убийства, и говорил с великою надменностью.
После первых побед Маккавеев Храм был не только очищен, но и значительно перестроен.
1 Мак, 4:57-60: «И украсили переднюю сторону храма золотыми венцами и щитами и возобновили ворота и хранилища, и сделали для них двери. И была весьма великая радость в народе, и отвращено было поношение язычников. И установил Иуда и братья его и все собрание Израиля, чтобы дни обновления жертвенника празднуемы были с веселием и радостью в свое время, каждый год восемь дней, от двадцатого дня месяца Хаслева. В то же время обстроили гору Сион вокруг высокими стенами и крепкими башнями, чтобы язычники, придя когда-нибудь, не попрали их, как сделали это прежде».
1 Мак, 12, 37: «Когда собрались устроить город и дошли до стены у потока с восточной стороны, то построили так называемую Хафенафу».
Возможно, это был комплекс площадью 250 м², описанный в трактате Миддот в Мишне. Если большие тесаные камни у подножия ступеней в северо-западном углу современной платформы считать северо-западным углом маккавейского Храма, то от них точно 250 м до притвора Соломона; в 250 м к югу от них – необъяснимый «изгиб» в основании восточной стены, замеченный Уорреном в одном из его подземных тоннелей. Чтобы объяснить ясно видимый «шов» в 41,2 м от «изгиба», было предположено, что после того как Симон Маккавей разрушил сирийскую цитадель, он расширил прямоугольный участок Храма в южном направлении, чтобы в будущем никакому врагу не удалось завладеть таким важным местом.
1 Мак, 13:52: «И установил каждогодно проводить этот день с весельем, и укрепил гору храма, находящуюся близ крепости, и поселился там сам и бывшие с ним».
В своем былом величии и блеске Храм восстал после реконструкции, осуществленной царем Иродом I. Работы начались в 22 или 18 году до н.э. и велись в течение девяти с половиной лет. Само здание Храма было перестроено за полтора года с использованием белого камня, серебра и золота.
Иосиф Флавий предлагает внушительный отчет о строительстве Храма . Грандиозный проект Ирода так напугал иудеев, что он вынужден был обещать им: все материалы будут готовы, прежде чем он хотя бы дотронется до камней старого здания. Главное отличие Второго Храма от Первого заключалось в том, что Святая святых, отделенная от Зала двойной – «траурной», по определению Иосифа Флавия – завесой, была пуста. Остался только пьедестал, священный Камень Основания, считавшийся центром мира. На него в праздник Йом Кипур первосвященник ставил кадильницу.
Надо отметить, что зависимый от римлян Ирод использовал при реконструкции Храма элементы греко-римской архитектуры, в частности колонны коринфского ордера. Эти нововведения, как и его идея повесить на фасаде изображение римского орла-кумира, вызвали серьезные трения царя с ревнителями благочестия.
Получить ровную поверхность удалось за счет строительства двух длинных поддерживающих стен: южной стены, длиной 280 метров, и западной стены, длиной 485 метров, фрагментом которой и стала Стена Плача. Различия в высоте были преодолены с помощью срыва высоких участков, заполнения котловин грунтом и камнями и строительством системы арок, помещения под которыми служили также хранилищами и подземными переходами. Прочность этой платформы была доказана тем, что она выдержала многие перипетии истории. Размеры эспланады в настоящее время дошли до нас со времен Ирода. Однако все здания, построенные Иродом, исчезли.
Информация, данная Иосифом Флавием, позволяет нам реконструировать постройки Ирода на Храмовой горе (см.). По периметру платформу окружали крытые галереи, причем Царская стоя была в два раза шире, чем остальные. Пандусы у дверей основания южной стены проходили под ней, чтобы влиться во двор. С двух сторон Царской стои были монументальные лестницы, опиравшиеся на ряд арок. Т.н. «арка Робинсона» - фрагмент одной из этих лестниц. Крепость Антония и огромный резервуар примыкали к северной стене.
Изгородь почти в два метра вышиной отделяла участок отправления религиозного культа от остальной территории. На каждых из 13 ворот ограды, ведущей во внутренние дворы Храма, на латинском и греческом была надпись: «Да не войдет ни один язычник за ограду и барьер, окружающие Храм. Тот, кто будет пойман, сам виноват в своей смерти». Это и есть стена разделения, упоминающаяся у апостола Павла: «Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду» (Еф., 2:14).
Собственно Храм находился в западной части комплекса. Жертвенник стоял во Дворе Священников . С другой стороны Прекрасных ворот находился Двор Женщин . Скала, на которой теперь возвышается Купол Скалы, должна была быть основанием Святая Святых. С юго-западного угла храмовой стены принято было трубить, возвещая о наступлении субботы.
Разрушителями Второго Храма стали римляне. При императоре Веспасиане его сын Тит (впоследствии также император) жестоко подавил антиримское восстание 63-73 годов. Храм был сожжен в 70 году, 9 Ава по еврейскому календарю – в тот же день, когда шестью веками раньше Храм подожгли вавилоняне.
В 130 году император Адриан, изгнав из Иерусалима евреев и превратив его в римский город Элия Капитолина, повелел построить на месте Храма языческое святилище Юпитера, что вызвало новое еврейское восстание.
После арабского вторжения 638 года на Храмовой горе началось строительство исламских культовых сооружений .