Древний водоем у подножия холма Офель связан с одним из чудес, совершенных Иисусом.
«И проходя увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать; доколе Я в миру, Я свет миру. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому. И сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам (что значит: посланный). Он пошел и умылся, и пришел зрячим». (Ин., 9:1-7).
Название водоема происходит от еврейского слова «шилоах» («посланный»).
Водоем был устроен во времена царя Езекии. Вода поступала по нему по длинному (около 500 м) тоннелю, прорубленному в скале от источника Гихон. Возможно, этот тот самый водоем, о котором пишет пророк Исаия: «Но вы видите, что много проломов в стене города Давидова, и собираете воды в нижнем пруду; и отмечаете дома в Иерусалиме, и разрушаете дома, чтобы укрепить стену, и устрояете между двумя стенами хранилище для вод старого пруда» (Ис. 22:9-11). Вода из Силоамской купели использовалась для очистительных ритуалов, так как источник ее находился в Городе Давидовом.
Во времена Ирода Великого о существовании тоннеля было забыто. Иосиф Флавий всегда пишет о Силоаме как об источике. Возможно, при императоре Адриане купель превратилась в святилище-нимфеум (II в.). Неподалеку находились римские термы, для нужд которых бралась вода из Силоама.
Не позднее V века над водоемом была построена византийская церковь Спасителя Просвещающего, с четырех сторон украшенная портиками. Как и Вифезда, водоем был местом паломничества недужных; именно к этому водоему имели доступ прокаженные. Об этом пишет паломник из Бордо.
Помимо этой церкви, в V веке у водоема существовала еще одна довольно большая базилика, построенная немногим севернее. Она была 32 метра в длину и 18 метров в ширину и имела три нефа, причем южный неф примыкал к портику церкви Спасителя Просвещающего.
Обе церкви, разрушенные персами в 614 году, уже никогда не восстали из руин. Вера в целительную силу воды Силоама передалась и арабам – есть средневековые упоминания о колоннаде вокруг водоема. Что случилось с водоемом позже – загадка. В 1890-е гг. жители деревни Сильван выстроили на этом месте мечеть.
Некоторое время казалось, что реконструировать вид Силоамской купели уже невозможно. Однако в 2004 г. археологи Эли Шукрун, Ронни Райх и Джон Зелигман обнаружили фрагменты водоема, которые они отнесли к I в. до н. э. – I в. н.э. В настоящее время на участке ведутся раскопки.
ВИФЕЗДА
Древний резервуар для воды, находящийся в северо-восточной части Старого Иерусалима, вблизи Храмовой Горы, считается достоверным местом, где произошло одно из евангельских событий, описанное апостолом и евангелистом Иоанном Богословом, любимым учеником Иисуса Христа.
«Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых входов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел» (Ин., 5:2-9).
Раскопки, ведущиеся в этом священном для христиан месте с 1871 года, раскрывают долгую историю Вифезды, означающей в переводе с древнееврейского «Дом Источника», или «Дом Милосердия», в зависимости от того, как трактуется часть названия - «езда» (соответственно «ешед» или «хесед»).
Первый, северный, резервуар с запрудой для накопления воды из природного источника был вырыт в VIII веке до нашей эры. Считается, что, впервые упомянутый в книге пророка Исайи, он был устроен для нужд священников Иерусалимского Храма. Спустя шесть веков по велению первосвященника Шимона был вырыт второй, южный, резервуар, в свою очередь, упомянутый в книге Иисуса сына Сирахова. Запруда VIII в. стала разделительной стеной. Таким образом, в евангельскую эпоху имелись два вместительных водных резервуара, каждый со стороной примерно в 50 м и глубиной до 13 м.
После 135 года нашей эры по велению римского императора Адриана все древние постройки над резервуарами снесли, и на их месте построили языческий храм, посвященный богу-врачевателю Серапису (Асклепию). Археологи находили детали резьбы в виде змей, символов Асклепия, а в стороне от резервуаров – небольшие оштукатуренные гроты, по-видимому, служившие для отправления культа. Иными словами, язычники признавали целебную силу источника.
В свидетельствах паломников-христиан Вифезда впервые появляется в 333 году, когда о ней упоминает паломник из Бордо, увидевший ту же картину, что описана в Евангелии: толпы больных, слепых, параличных. Позже, в V веке, паломники, посещавшие Вифезду, упоминали «церковь Параличного» (см. церковь святой Анны).
Интенсивные раскопки, проведенные в 1871 году архитектором М. Мауссом, восстанавливавшим церковь св. Анны, а затем, гораздо позднее, – в 1957 году, подтвердили, что в V веке была построена византийская трехнефная базилика, часть которой располагалась на стене, разделявшей резервуары, а другая – на природной скальной основе. Эта базилика была разрушена во время персидского нашествия в 614 году, от нее остались арка и фрагменты мозаичных полов. При крестоносцах на запруде между резервуарами была сооружена небольшая часовня, которая также не сохранилась, однако факт ее существования свидетельствует о том, что в свое время христианскими храмовыми постройками были отмечены оба священных места – и сама Вифезда, и место Рождества Богородицы.
В настоящее время территория раскопок, так же как и церковь св. Анны с прилегающим к ней католическим монастырем, находится в собственности Французской Республики и под попечением католического миссионерского общества Белых Отцов (Peres Blancs), основанного в 1868 году.