Главная
 
ИерусалимВторник, 19.03.2024, 11:33



Приветствую Вас Гость | RSS
Главная
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Места в Иерусалиме, связанные с чудесами Христа


СИЛОАМСКАЯ КУПЕЛЬ

Силоамская купель. Гравюра Дэвида Робертса. 1839 г.Древний водоем у подножия холма Офель связан с  одним из чудес, совершенных Иисусом.

«И проходя увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать; доколе Я в миру, Я свет миру. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому. И сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам (что значит: посланный). Он пошел и умылся, и пришел зрячим». (Ин., 9:1-7).

Силоамская купель. Вид на северо-запад. В правом углу - раскопанные ступени, которые вели к воде. Силоамская купель. Северо-восточный угол. Справа на дне купели видна грязная вода. Силоамская купель. Северо-восточный угол. Три пролета по пять ступеней, ведущие к воде.

Название водоема происходит от еврейского слова «шилоах» («посланный»).

Водоем был устроен во времена царя Езекии. Вода поступала по нему по длинному (около 500 м) тоннелю, прорубленному в скале от источника Гихон. Возможно, этот тот самый водоем, о котором пишет пророк Исаия: «Но вы видите, что много проломов в стене города Давидова, и собираете воды в нижнем пруду; и отмечаете дома в Иерусалиме, и разрушаете дома, чтобы укрепить стену, и устрояете между двумя стенами хранилище для вод старого пруда» (Ис. 22:9-11). Вода из Силоамской купели использовалась для очистительных ритуалов, так как источник ее находился в Городе Давидовом.

Во времена Ирода Великого о существовании тоннеля было забыто. Иосиф Флавий всегда пишет о Силоаме как об источике. Возможно, при императоре Адриане купель превратилась в святилище-нимфеум (II в.). Неподалеку находились римские термы, для нужд которых бралась вода из Силоама.
Силоамская купель. Северо-восточный угол лестницы. Археологи обнаружили под этими ступенями оштукатуренный свод. Силоамская купель. Платформа между двумя пролетами лестницы. Силоамская купель. Чашеобразные углубления в платформе.

Не позднее V века над водоемом была построена византийская церковь Спасителя Просвещающего, с четырех сторон украшенная портиками. Как и Вифезда, водоем был местом паломничества недужных; именно к этому водоему имели доступ прокаженные. Об этом пишет паломник из Бордо.

Помимо этой церкви, в V веке у водоема существовала еще одна довольно большая базилика, построенная немногим севернее. Она была 32 метра в длину и 18 метров в ширину и имела три нефа, причем южный неф примыкал к портику церкви Спасителя Просвещающего.

Силоамская купель. Емкость у подножия западной лестницы. Внутри видны чашеобразные углубления. Силоамская купель. Вид на восток. Силоамская купель. Сливное отверстие.

Обе церкви, разрушенные персами в 614 году, уже никогда не восстали из руин. Вера в целительную силу воды Силоама передалась и арабам – есть средневековые упоминания о колоннаде вокруг водоема. Что случилось с водоемом позже – загадка. В 1890-е гг. жители деревни Сильван выстроили на этом месте мечеть.

Силоамская купель. Верхний пруд. Слева виден фрагмент колонны, которая могла быть частью портика. Силоамская купель. Участок до начала раскопок. Раскопки ведутся на месте дорожки.

Некоторое время казалось, что реконструировать вид Силоамской купели уже невозможно. Однако в 2004 г. археологи Эли Шукрун, Ронни Райх и Джон Зелигман обнаружили фрагменты водоема, которые они отнесли к I в. до н. э. – I в. н.э.   В настоящее время на участке ведутся раскопки.

 

ВИФЕЗДА

Древний резервуар для воды, находящийся в северо-восточной части Старого Иерусалима, вблизи Храмовой Горы, считается достоверным местом, где произошло одно из евангельских событий, описанное апостолом и евангелистом Иоанном Богословом, любимым учеником Иисуса Христа.

Вифезда. Вид на плотину, отделяющую южный пруд от северного.
Вифезда. Вид вниз на северную часть южного пруда.

«Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых входов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел» (Ин., 5:2-9).

Раскопки, ведущиеся в этом священном для христиан месте с 1871 года, раскрывают долгую историю Вифезды, означающей в переводе с древнееврейского «Дом Источника», или «Дом Милосердия», в зависимости от того, как трактуется часть названия - «езда» (соответственно «ешед» или «хесед»).

Первый, северный, резервуар с запрудой для накопления воды из природного источника был вырыт в VIII веке до нашей эры. Считается, что, впервые упомянутый в книге пророка Исайи, он был устроен для нужд священников Иерусалимского Храма. Спустя шесть веков по велению первосвященника Шимона был вырыт второй, южный, резервуар, в свою очередь, упомянутый в книге Иисуса сына Сирахова. Запруда VIII в. стала разделительной стеной. Таким образом, в евангельскую эпоху имелись два вместительных водных резервуара, каждый со стороной примерно в 50 м и глубиной до 13 м.

Вифезда. Вид на восточный участок раскопок. Основание колонны в центре происходит из византийской церкви, стоявшей на этом месте.
Вифезда. Вид на запад. Ступени, ведущие вниз к южному пруду.
Вифезда. Реконструкция водоема.
После 135 года нашей эры по велению римского императора Адриана все древние постройки над резервуарами снесли, и на их месте построили языческий храм, посвященный богу-врачевателю Серапису (Асклепию). Археологи находили детали резьбы в виде змей, символов Асклепия, а в стороне от резервуаров – небольшие оштукатуренные гроты, по-видимому, служившие для отправления культа. Иными словами, язычники признавали целебную силу источника.

В свидетельствах паломников-христиан Вифезда впервые появляется в 333 году, когда о ней упоминает паломник из Бордо, увидевший ту же картину, что описана в Евангелии: толпы больных, слепых, параличных. Позже, в V веке, паломники, посещавшие Вифезду, упоминали «церковь Параличного» (см. церковь святой Анны).

Интенсивные раскопки, проведенные в 1871 году архитектором М. Мауссом, восстанавливавшим церковь св. Анны, а затем, гораздо позднее, – в 1957 году, подтвердили, что в V веке была построена византийская трехнефная базилика, часть которой располагалась на стене, разделявшей резервуары, а другая – на природной скальной основе. Эта базилика была разрушена во время персидского нашествия в 614 году, от нее остались арка и фрагменты мозаичных полов. При крестоносцах на запруде между резервуарами была сооружена небольшая часовня, которая также не сохранилась, однако факт ее существования свидетельствует о том, что в свое время христианскими храмовыми постройками были отмечены оба священных места – и сама Вифезда, и место Рождества Богородицы. 

В настоящее время территория раскопок, так же как и церковь св. Анны с прилегающим к ней католическим монастырем, находится в собственности Французской Республики и под попечением католического миссионерского общества Белых Отцов (Peres Blancs), основанного в 1868 году.


 

                                                                                    
 



 


------

Поиск отелей

Дата заезда

Дата отъезда

-----------------------------------
------ --------- ............

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz