Главная
 
ИерусалимВторник, 19.03.2024, 10:02



Приветствую Вас Гость | RSS
Главная
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

ЕЛЕОНСКАЯ (МАСЛИЧНАЯ) ГОРА

ЕЛЕОНСКАЯ ГОРА В ИУДЕЙСКОЙ ТРАДИЦИИ
ЕЛЕОНСКАЯ ГОРА В ХРИСТИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ
ЕЛЕОНСКАЯ ГОРА В МУСУЛЬМАНСКОЙ ТРАДИЦИИ
ГЕФСИМАНСКИЙ САД
БАЗИЛИКА МОЛЕНИЯ О ЧАШЕ (ХРАМ ВСЕХ НАЦИЙ)
СКАЛА ТРЕХ АПОСТОЛОВ
ЦЕРКОВЬ СВЯТОЙ МАРИИ МАГДАЛИНЫ (ПРАВОСЛАВНАЯ)
ГРОБНИЦА ДЕВЫ МАРИИ И ЦЕРКОВЬ УСПЕНИЯ БОГОРОДИЦЫ
ГЕФСИМАНСКИЙ ГРОТ
ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО СТЕФАНА ПЕРВОМУЧЕНИКА
VIRI GALILAEI
PATER NOSTER (ЦЕРКОВЬ И МОНАСТЫРЬ)
DOMINUS FLEVIT (ЦЕРКОВЬ ПЛАЧА ГОСПОДНЯ)
МОГИЛА ПРАВЕДНИЦЫ (ГРОТ СВЯТОЙ ПЕЛАГИИ)
ЧАСОВНЯ ВОЗНЕСЕНИЯ
ЦЕРКОВЬ ВОЗНЕСЕНИЯ (ПРАВОСЛАВНАЯ)



Вид на Масличную гору сверху.Елеонская гора – один из главных «географических ориентиров» всех трех монотеистических традиций: иудейской, христианской, исламской.

На иврите она именуется Гар а-Зейтим (Гора Маслин), а на арабском – Джабаль ат-Тур (Гора Совершенства).

В цепи холмов, идущих вдоль Кедронской долины к Иудейской пустыне, собственно Елеонской горой называют три холма, каждый с собственным названием. Северный (818 м над уровнем моря) зовется христианами Viri Galilaei, что значит «Мужи Галилейские». Его арабское название – Джабаль ас-Сайад. Средний холм (808 м) – собственно Елеон (Джабаль ат-Тур) - связан с местом Вознесения Господня на вершине. Южный – так называемая Гора Соблазна (734 м), где, по библейскому преданию, престарелый царь Соломон, соблазнившись идолопоклонством, начал сооружать языческие капища. Арабское название южного холма – Джабаль Батин аль-Хауа.

Елеонская гора поднимается на высоту 60 метров над узкой долиной Кедрона, отделяющей ее от Иерусалима.

Елеонская гора в иудейской традиции

По преданию, с Елеона голубь принес Ною оливковую ветвь.

В Священной истории Ветхого Завета гора впервые упоминается при описании бегства царя Давида от его сына Авессалома, поднявшего мятеж.

«А Давид пошел на гору Елеонскую, шел и плакал: голова у него была покрыта; он шел босой, и все люди, бывшие с ним, покрыли каждый голову свою, шли и плакали» (2 Цар., 15:30).

Вид на Масличную Гору.

Царь Соломон, поддавшись в преклонном возрасте увещеваниям своих чужестранных жен-язычниц, стал строить «капище Хамосу, мерзости Моавитской, на горе, которая пред Иерусалимом, и Молоху, мерзости Аммонитской» (3 Цар., 11:7). Позднее царь Иосия разрушил устроенные Соломоном капища.Пророк Иезекииль, по преданию, удостоился лицезреть Бога и летящего над Елеонской горой херувима.

Согласно древней еврейской традиции, грядущий триумф Мессии, Машиаха, начнется именно на Елеонской горе.

По возвращении из Вавилонского пленения в еврейском народе родилась традиция собирать на горе оливковые ветви в первый праздник Кущей.

Здесь совершался и другой важный религиозный обряд. Иерусалимский Первосвященник сжигал на горе рыжую телицу: только ее пеплом можно очистить Иерусалимский Храм от ритуальной нечистоты. Этот обряд описан в Библии:

«И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря: вот устав закона, который заповедал Господь, говоря: скажи сынам Израилевым, пусть приведут тебе рыжую телицу без порока, у которой нет недостатка, [и] на которой не было ярма; и отдайте ее Елеазару священнику, и выведет ее вон из стана, и заколют ее при нем; и пусть возьмет Елеазар священник перстом своим крови ее и кровью покропит к передней стороне скинии собрания семь раз; и сожгут телицу при его глазах: кожу ее и мясо ее и кровь ее с нечистотою ее пусть сожгут; и пусть возьмет священник кедрового дерева и иссопа и нить из червленой шерсти и бросит на сожигаемую телицу; и пусть вымоет священник одежды свои, и омоет тело свое водою, и потом войдет в стан, и нечист будет священник до вечера. И сожигавший ее пусть вымоет одежды свои водою, и омоет тело свое водою, и нечист будет до вечера; и кто-нибудь чистый пусть соберет пепел телицы и положит вне стана на чистом месте, и будет он сохраняться для общества сынов Израилевых, для воды очистительной: это жертва за грех; и собиравший пепел телицы пусть вымоет одежды свои, и нечист будет до вечера. Это для сынов Израилевых и для пришельцев, живущих у них, да будет уставом вечным» (Числ., 19:1-10).

На склоне Елеонской горы находятся такие важные исторические памятники, как Столп Авессалома, гробница Иосафата, гробница сыновей Хезира, гробница Захарии, еврейское кладбище, известное со времен Первого Храма.

Елеонская гора в христианской традиции

Святую Землю нередко именует «Пятым Евангелием», и Елеонская гора – одна из ее важнейших «глав». Иисус Христос часто беседовал здесь с учениками и уединялся в молитве.

Он проходил через Елеонскую гору на пути из Иерусалима в расположенную на ее восточной стороне Вифанию, где жил Его друг Лазарь, которого Он воскресил незадолго до окончания Своего земного служения, и где находился дом Марфы и Марии.

Здесь прозвучало Его пророчество о конце света и Втором Пришествии.

«И когда Он сидел на горе Елеонской против храма, спрашивали Его наедине Петр, и Иаков, и Иоанн, и Андрей: скажи нам, когда это будет, и какой признак, когда все сие должно совершиться?»  (Мк, 13:3 и далее).

С Елеонской горы Иисус спустился, чтобы триумфально въехать на осле в Иерусалим. В ночь перед арестом в Гефсиманском саду, на склоне горы, Иисус молился, предвидя свой арест и мучительную смерть на Кресте…

«…и был пот Его как капли крови, падающие на землю» (Лк, 22:44).

Здесь Иуда Искариот явственно подтвердил свою измену Учителю предательским поцелуем.

Наконец, с вершины Елеонской горы Иисус вознесся в небеса на сороковой день после Своего Воскресения, благословив учеников, ставших свидетелями этого чудесного события, и обещав послать им Утешителя – Духа Святого.

Одно из преданий также гласит, что вблизи вершины Вознесения Ангел возвестил Пресвятой Богородице, что спустя три дня Она будет призвана из земной юдоли в небесную обитель.

У пророка Захарии мы находим предсказание о том, что Мессия придет на Масличную гору. «Тогда выступит Господь и ополчится против этих народов, как ополчился в день брани. И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая перед лицем Иерусалима к востоку; и раздвоится гора Елеонская от востока к западу весьма большою долиною, и половина горы отойдет к северу, а половина ее - к югу». (Зах., 14: 3-4). Поэтому многие христиане считали Масличную гору местом Второго Пришествия.

Вид на Масличную Гору. Храм Всех Наций и церковь Марии Магдалины.История христианского храмового строительства на Елеонской горе очень богата. В VI веке, по свидетельству Феодосия, на горе насчитывалось 24 церкви, окруженных кольцом монастырей. Уже в эпоху Константина Великого здесь были построены две больших базилики: одна, известная как «Елеонская церковь», - над гротом, где, по преданию, Иисус просвещал Своих учеников, - а вторая, известная как «Имбомон», то есть «Вершинная» - на месте Вознесения Господня. Обе были разрушены во время персидского нашествия 614 года. Между 370 и 378 гг. св. Василий основал здесь монастырь, в котором находились мощи св. Иоанна Крестителя. Вторая «волна» строительства пришлась на эпоху господства крестоносцев конца XI – XII веков. Современная эпоха – XIX-XX века – также отмечена архитектурными памятниками.

Главные места христианского паломничества на Елеонской горе – Гефсиманский сад, Гефсиманский грот, часовня Вознесения, расположенный неподалеку от нее русский православный Елеонский женский монастырь с церковью Вознесения, русская церковь святой Марии Магдалины, грот святой Пелагии, католические  церковь и монастырь Pater Noster, церковь Dominus Flevit, базилика Агонии (Храм Всех Наций).

В Вербное Воскресенье францисканцы устраивают паломнические процессии из Вифагии на Масличной горе в Иерусалим, в память о входе Иисуса в Иерусалим.

Елеонская гора в мусульманской традиции

Последователи ислама также особо почитают Елеонскую гору. Ее значение достаточно ясно раскрывается в трактате «Лучшие разделения для познания климата» (985 г.) знаменитого арабского географа аль-Мукаддаси:

«Гора Зейта (Масличная) господствует над мечетью (Храмовой горой) и находится на востоке этой долины. На вершине есть мечеть, где остановился Омар при взятии этого города, церковь на том месте, откуда Иисус – да будет над ним спасение! – вознесся на небо, и место, называемое ас-Сахира. Нам рассказывали со слов Ибн-Аббаса, что ас-Сахира – земля восстания мертвых из гробов; она бела, и на ней не проливалась кровь».

Упомянутый Омар – это халиф Омар ибн аль-Хаттаб, чей вклад в «наведение мостов» между мусульманской и христианской общинами Святой Земли, в том числе Иерусалима, трудно переоценить. 

ГЕФСИМАНСКИЙ САД

Гефсиманский сад и Храм всех наций. Общий вид. Гефсиманский сад. Оливковые деревья. Гефсиманский сад. Старые оливы.

Гефсиманский сад – часть обширного пространства на западном склоне Елеонской горы, именовавшегося в древности Гефсиманией (от еврейского слова «гет шеманим – «маслодавильня») и включавшего в себя оливковые сады (судя по евангельским событиям, неогражденные) с местами обработки маслин. Точные границы Гефсимании ученые определить затрудняются. Как и территория Храма Воскресения Христова, современная Гефсимания поделена между Церквами – Греческой Православной, Римской Католической, Армянской. Здесь имеется и большой участок, принадлежащий Русской Православной Церкви за рубежом, – монастырь и церковь святой Марии Магдалины, придающая всей Елеонской горе сходство со среднерусским пейзажем.

Гефсиманский сад. Двухтысячелетние оливы. Гефсиманский сад. Статуя молящегося Христа. Гефсиманский сад. «Моление о Чаше».

Гефсиманский сад – это и место отдохновения Иисуса Христа, приходившего сюда из шумного и опасного Иерусалима, и место Его сокровенных бесед с учениками, и место Его уединенных молитв, и, наконец, место Его тяжелого борения, мольбы к Богу-Отцу пронести чашу страданий мимо Него – мольбы, вслед за которой здесь же, в Гефсиманском саду, последовали предательский поцелуй Иуды и арест.

Гефсиманский сад. Двухтысячелетние оливы. Гефсиманский сад. Оливковый пресс. Гефсиманский сад. «Взятие Христа под стражу». Гефсиманский сад. Столб Иуды.

В византийский период и в эпоху господства крестоносцев Гефсимания была в ведении церквей, стоявших на месте Моления о Чаше, а в периоды мусульманского владения относилась к разряду вакфа, то есть имущества, отказанного государством или частным лицом на религиозные или благотворительные цели. В частности, известно, что некоторое время этот участок находился в ведении мусульманского учебного заведения, основанного в 1192 указом султана Салах ад-Дина в здании церкви св. Анны. С конца XVII века основная часть территории стала постепенно переходить во владение христианских Церквей. 

Гефсиманский сад. Ниша, в которой находится столб Иуды.Камень, на котором, по преданию молился Иисус, находится внутри базилики Агонии, а сам Гефсиманский сад в наши дни символизируют находящиеся подле нее восемь очень древних олив, упоминаемые уже  паломниками XV века. Их точный возраст не установлен. Оливы окружены капитальной оградой, возведенной в 1959 году, и за ними трепетно ухаживают францисканские монахи, официально владеющие этим участком с 1681 года. При входе в сад можно видеть барельеф начала XIX века, изображающий Моление (Агонию) Иисуса, работы венецианского мастера Торетти.


 

                                                                             
 


 

------

Поиск отелей

Дата заезда

Дата отъезда

-----------------------------------
------ --------- ............

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz