Купол, покоящийся на мраморных колоннах и открытый со всех сторон, как беседка, был построен при османском султане Абдель Маджиде I (1839-1861). Купол вознесен над михрабом, созданным гораздо раньше, в 1538 году, Мухаммедом Беком, наместником Иерусалима и Газы.
Сооружение известно также под другими названиями: Куббат Фатима, по имени дочери пророка Мухаммеда, которая присутствовала здесь среди пророков, созерцая вознесение своего великого отца на небеса, и Микам Джабраил, что значит «место архангела Гавриила», который сопровождал пророка Мухаммеда в его чудесном ночном путешествии, ми’радже.
КУПОЛ ДУХОВ (КУББАТ АЛЬ-АРВАХ)
Купол Духов – позднее сооружение, возведенное во дворе Купола Скалы в османскую эпоху, в XVII веке. Его особенность заключается в том, что оно сооружено непосредственно на материнской скальной породе, выступающей здесь на поверхность. По легенде, на этом месте собираются для молитвы души умерших. По мнению некоторых ученых, именно здесь располагались Святая Святых Соломонова и Второго Храма.
КУПОЛ ХИДРА (КУББАТ АЛЬ-ХИДР)
Хидр, «Зеленый» (цвет, символизирующий Рай) – прозвище пророка Илии, почитаемого мусульманами, особенно суфиями. Здесь дервиши, члены суфийских орденов, собираются на свои церемонии.
Как и Купол Духов, Куббат аль-Хидр, расположенный во дворе Купола Скалы, был построен на Храмовой горе в период Османского правления, в XVII веке.
Нелишне упомянуть и иерусалимскую легенду о том, что царь Соломон держал в этом месте повиновавшихся ему демонов.
КУПОЛ МУСЫ (КУББАТ МУСА)
Купол построен в 1249 году султаном Аль-Маликом ас-Салех Наджимом ад-Дином Айюбом. Изначально сооружение называлось Куполом Дерева (Куббат аш-Шаджара), что указано в памятной надписи над входом.
Здание представляет собой одну большую квадратную комнату с красиво отделанным михрабом-алтарной нишей. В настоящее время Купол Мусы является «Домом Корана», то есть местом, посвященным изучению Корана, хранению его редких изданий, и в целом - центром поддержания и распространения исламской культуры..
КУПОЛ СУЛЕЙМАНА (КУББАТ СУЛЕЙМАН)
По поводу того, когда на Храмовой горе появилось это сооружение, мнения историков весьма противоречивы.
Одни считают, что первоначальный Купол был возведен при омейядском халифе Сулеймане в 715-717 годах. Ряд архитектурных особенностей служит основанием для гипотезы других ученых, которые датируют здание началом XIII века. Есть также мнение, что изначально это была открытая беседка, построенная, как и Купол Вознесения, при крестоносцах.
Купол представляет собой восьмигранник, который поддерживают 24 колонны. Вход расположен на северной стороне, а молитвенная ниша-михраб - на южной.
Михраб устроен в небольшой природной скале, с которой связаны впечатляющие легенды. Согласно одной из них, на этом месте царь Соломон совершил благодарственные молитвы по завершении строительства Иерусалимского Храма. Другая легенда гласит, что евреи, отправляясь в Вавилонское изгнание, взяли на память этот камень с Храмовой горы, а по возвращении на родину вернули его на место. Наконец, согласно христианской традиции, на этом камне сидел Иисус, когда судил женщину, взятую фарисеями в прелюбодеянии:
«…Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось в нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышавши то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная со старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись, и не видя никого кроме женщины, сказал ей: женщина! Где твои обвинители? Никто не осудил тебя? Она сказала: никто, Господи! Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя. Иди и впредь не греши». (Инн, 8:7-11).
ВОРОТА ХРАМОВОЙ ГОРЫ
Аль-Харам эш-Шариф, Священный двор, окружен стеной с 11-ю воротами, каждые из которых имеют свое название.
Расположенные на Западной стороне Ворота Муграби названы по находившемуся когда-то здесь кварталу Муграби, где проживали выходцы из Магриба, стран Северной Африки. Только через эти ворота могут проходить на Храмовую гору немусульмане.
Баб эс-Сильсила (Ворота Цепи, или Ворота Мира) названы, как и Купол Цепи, в память о волшебной цепи царя Давида. Есть гипотеза, что они стоят на месте древних ворот Шаллехет, где еще царь Давид держал особых привратников. Внешняя сторона ворот отделана при крестоносцах.
Баб эль-Матгара (Банные Ворота, или Ворота Очищения) – самые маленькие ворота Священного двора. Их название напоминает о банях, существовавших здесь еще с эпохи Второго Храма вплоть до конца XIX века.
Баб аль-Каттанин (Хлопковые Ворота) считаются одними из самых красивых. Медная табличка на воротах гласит, что существующие ныне ворота построены в 1336-37 годах эмиром Танкизом, подданным мамлюкского султана Ибн-Калауна.
Баб аль-Хадид (Железные Ворота) последний раз были восстановлены в середине XIV века правителем Дамаска, эмиром Аргуном Аль-Камили и поэтому носят также и его имя.
Баб эн-Назир (Ворота Надзирателя, или Тюремные Ворота) построены в 1203 году при султане Аль-Мелике Аль-Муаззаме Исе, на основании ворот эпохи крестоносцев, известных как Ворота Архангела Михаила. Название, как считается, дано воротам по дому надзирателя двух харамов («прокурора») эмира Ала эд-Дина Айдугдая, находившемуся неподалеку и позднее превращенному в тюрьму.
Баб аль-Гаванима (Ворота Семьи Ганим) названы по имени знатной семьи, жившей рядом с ними в XIII веке. Ворота также известны по стоящему над ними минарету аль-Гаванима, построенному в 1297 году.
Баб эль–Атим (Темные ворота) сооружены, как считается, при мамлюках (конец XIII-XIV века) и названы по темному проходу, ведущему к ним.
Баб эль-Хетта (Ворота Отпущения Грехов) были построены в Х веке и обновлены в начале XIII века при султане Аль-Мелике Аль-Муаззаме Исе. Их название связано с преданием, согласно которому Аллах готов принять евреев, которые смиряться перед Всемогущим и попросят у Него прощения.
Баб аль-Асбат (Ворота Колен Израилевых) относятся к XVI-XVII векам, однако еще в эпоху Второго Храма вблизи них, на северной стороне Храмовой горы, были расположены Ворота Колен. Рядом с ними высится минарет Исраила.
Баб эр-Рахаме (Золотые Ворота) – самые знаменитые ворота Священного двора, являющиеся также одними из городских ворот, - описаны в разделе Стены и Ворота Иерусалима.