СИОНСКАЯ ГОРНИЦА (ДОМ ТАЙНОЙ ВЕЧЕРИ) ЦЕРКОВЬ УСПЕНИЯ (ДОРМИЦИОН) АРМЯНСКАЯ ЦЕРКОВЬ СПАСИТЕЛЯ И ДОМ КАИАФЫ ЦЕРКОВЬ АПОСТОЛА ПЕТРА ПРИ ПЕНИИ ПЕТУХА (IN GALLICANTU)
В книге пророка Исаии так говорит Господь Бог:
«Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь, доколе не взойдет, как свет, правда его, и спасение его – как горящий светильник» (Ис., 62:1).
В иудейской и христианской традициях гора Сион – духовный символ великой высоты. Иносказательно «Сионом» именуется сама Церковь. «Дщерью Сионовой» именуют и сам город Иерусалим. Говоря о Сионе, великие пророки часто обозначают Царство Божие во всей его полноте, на земле и на небесах. По слову пророка Исаии, в Сион придут искупленные Господа (Ис., 35:10). Сион представляется местом жительства Бога на небесах, местом высочайшего откровения славы Его (Евр., 12:22). Из Сиона придет спасение Израилю (Пс., 8:7; Пс., 52:7).
Участок, который называется горой Сион, лежит вне стен города османского периода на плато в южном окончании Верхнего города. Он находился внутри города Ирода и византийского города. В Ветхом Завете под горой Сион понимался восточный холм: «Но Давид взял крепость Сион: это – город Давидов» (2 Цар., 5:7). В IV в., по всей видимости, под влиянием отрывка из пророка Михея («Сион распахан будет как поле, и Иерусалим сделается грудою развалин, и гора дома сего будет лесистым холмом» – Мих., 3:12) в сознании верующих того времени возникла своего рода подмена. Пророк хотел выразить одну и ту же мысль тремя разными способами, но христиане (например, паломник из Бордо) поняли это как описание двух холмов, на которых построен был древний Иерусалим. Если восточный холм был Храмовой горой, то Сион должен был быть западным холмом. На карте из Мадабы мы видим детальное изображение горы Сион в византийский период.
Стоит отметить, что историк Иосиф Флавий, описывая современный ему Иерусалим начала новой эры, уже не говорит ни о горе Сион, ни о Городе Давида, а только выделяет главные районы города: Храм, Верхний город и Нижний город.
В византийский период, при Константине Великом, название «Сион» закрепляется за Верхним городом, где жили знатные и богатые люди Иерусалима, а позже «сужается» до размеров холма.
Несмотря на географические и топографические метаморфозы, гора Сион новой традиции имеет как для иудеев, так и для христиан важное духовное значение.
Поздняя иудейская традиция связывает гору Сион с местонахождением гробницы Давида. Создание на Сионе музея Катастрофы, посвященного памяти жертвам Холокоста, также придает ему особое значение.
В свою очередь, согласно христианской традиции, здесь находилась Сионская горница, место Тайной Вечери. После Вознесения Христова, в день Пятидесятницы, В Сионской Горнице на апостолов сошел Дух Святой. В этом же доме, стоявшем на горе Сион, провела последние годы жизни Пресвятая Богородица, и здесь же совершилось ее святое Успение. Этому событию посвящен один из самых значимых в архитектурном плане храмов Иерусалима – церковь Успения (Дормицион).
СИОНСКАЯ ГОРНИЦА (ДОМ ТАЙНОЙ ВЕЧЕРИ)
Находящаяся на горе Сион так называемая «Сионская горница» – одна из важнейших святынь христианского мира. Она почитается наравне с Храмом Воскресения Христова в Иерусалиме, церковью Рождества Христова в Вифлееме и базиликой Благовещения в Назарете.
Согласно преданию, на месте, где ныне расположено здание с «Сионской горницей», находился дом, в одной из комнат которого произошла Тайная Вечеря: была приготовлена пасха для Иисуса и его учеников.
«И когда настал час, Он возлег и двенадцать Апостолов с Ним. И сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания. Ибо сказываю вам, что уже не буду есть ея, пока она не совершится в Царствии Божием. И взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою, Ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не приидет Царствие Божие. И взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Мое, которое за вас предается, сие творите в мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается…» (Лк., 22: 14-20).
Позднее в этой же комнате воскресший Иисус являлся своими ученикам, когда они тайно собирались за запертыми дверями.
Наконец, в Пятидесятницу (50-й день после Пасхи празднуется евреями как день дарования народу Закона на горе Синай), когда апостолы вновь собрались в Сионской Горнице,
«И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян., 2:2-4).
Сионскую горницу нередко именуют «Матерью всех церквей», поскольку здесь самим Иисусом было утверждено Таинство Евхаристии и была утверждена сама Церковь. Здесь апостолы и их первые ученики и преемники совершали Божественную литургию.
Наконец, согласно преданию, в этом же доме провела свои последние годы Пресвятая Богородица.
Традицию, утверждающую, что именно здесь проходила Тайная Вечеря, нельзя признать достоверной. Первые утверждения, относившие Тайную Вечерю к этому месту, засвидетельствованы в V в., и, по всей видимости, они уходят корнями в более древнюю традицию располагать здесь место Схождения Духа Святого на апостолов.
В архитектурном плане современная Сионская горница является частью достаточно сложного сооружения, а в плане историческом – одним из самых сложных «узлов» во взаимоотношениях главных религиозных общин «Города трех религий».
Согласно паломнику из Бордо (333 г.), внутри стен, окружавших гору Сион, находился участок дворца Давида и одна синагога. Вне стен (с восточной стороны) были руины дома Каиафы.
Первая церковь Свв. Апостолов была построена здесь епископом Максимом между 336 и 349 гг. Согласно паломнице Эгерии (384 г.), церковь находилась на месте Схождения Духа Святого на апостолов, а о горнице, где проходила Тайная Вечеря, она не упоминает. Епифаний из Саламиса (около 374-94) пишет, что это была «церковь Божия, маленькое здание на том месте, где ученики по возвращении с Масличной горы после Вознесения Господня, собрались в горнице». Он также пишет о сохранившейся синагоге. При патриархе Иоанне (386-417) вплотную к дому Тайной Вечери была сооружена большая базилика Святой Сион. Ее своды поддерживали 80 колонн. В этой базилике хранился терновый венец Иисуса. С VI в. горница Схождения Духа Святого на апостолов окончательно была идентифицирована с горницей Тайной Вечери. Разрушенная персами в 614 году, базилика была восстановлена патриархом Модестом, после чего вновь не раз подвергалась разрушению.
Крестоносцы, завоевавшие Иерусалим в 1099 году, увидели на ее месте одни руины.
«Вечное пользование» продлилось, однако, чуть больше двух веков: в 1552 году султан Сулейман Великий вновь отнял Сионскую горницу у христиан и превратил ее в мечеть пророка Дауда, то есть царя Давида. Этому способствовало не только религиозное рвение, но и легенда, что вместе с царем Давидом были захоронены и несметные сокровища (Иудейские древности, 16, 179-82). Так был затянут «сакрально-исторический узел»: в первые века нашей эры в среде паломников окрепло предание о том, что под Сионской горницей находится гробница Давида, и именно это предание послужило причиной «изъятия» святыни мусульманами, почитающими Давида (Дауда), как и Иисуса (Ису), но, разумеется, придающими куда большее значение гробнице Давида, нежели пасхальной вечере Иисуса и его учеников.
Давид, безусловно, был похоронен в своем городе на восточном холме («И почил Давид с отцами своими и погребен был в городе Давидовом» – 3 Цар., 2:10). Однако в византийский период царь Давид и апостол Иаков (как иудейский и христианский основатели Иерусалима) стали особо почитаться в церкви на горе Сион. Считалось, что здесь располагается гробница Давида, а гробница Иакова – в армянском соборе. В 1928 году мусульмане создали михраб – молельную нишу, указывающую направление на Мекку, - и на втором этаже, то есть непосредственно в Сионской горнице.
После образования государства Израиль и Войны за независимость 1948 года здание было отобрано у мусульманской общины, и помещение Сионской горницы перешло в распоряжении йешивы – иудейской религиозной школы (по состоянию на 2007 год). Следует отметить, что доступ в Сионскую горницу остается свободным и бесплатным.
Здание Сионской горницы в наши дни представляет собой двухэтажное строение, возведенное в XIV веке мастерами с острова Кипр под патронатом францисканского ордена. В целом здесь сохранился готический стиль эпохи постройки. Верхнее помещение (15,3 х 9,4 м), посвященное Тайной Вечере, разделено тремя колоннами на два симметричных нефа. В восточной части помещения находится капелла Сошествия Святого Духа, в нее ведет лестница из восьми ступеней.
Нижнее помещение здания разделено на две части, одна из которых посвящена Умовению Христом ног Апостолов, а другая – Явлениям воскресшего Христа Апостолам.
Важно отметить, что в этом же комплексе средневековых сооружений при крестоносцах был установлен кенотаф (пустая, символическая гробница), посвященный царю Давиду и в свое время ставший в качестве гробницы Давида одной из важнейших иудейских святынь.
ЦЕРКОВЬ УСПЕНИЯ (ДОРМИЦИОН)
Существует церковное предание, согласно которому Пресвятая Богородица провела последние годы своей жизни в том же доме, где находилась Сионская горница, место Тайной Вечери. В византийской базилике Святой Сион, построенной в конце IV – V веков, находился каменный одр, который считался местом Успения Девы Марии. Северный неф базилики Пресвятой Марии горы Сион, возведенной крестоносцами, был посвящен Успению. Церковь была полностью разрушена в 1219 году по приказу султана Малика аль-Муатема, и это место пустовало вплоть до 1898 года, когда католическое Германское общество Святой Земли приобрело его при посредничестве императора Вильгельма II.
При строительстве церкви, первый камень которой был заложен самим императором, был принят проект главного архитектора города Кельна Генриха Ренарда, фактически повторявший план каролингского собора в Ахене. Строительством руководил монах Бенедиктинского ордена Маурициус Гислер, которому также принадлежит эскиз богатой напольной мозаики ротонды. Церковь Успения была освящена в 1908 году. На этом же участке расположено бенедиктинское аббатство.
Нужно признать, что, несмотря на смешение различных архитектурных стилей, церковь выглядит весьма оригинальным, гармоничным и монументальным сооружением – одним из главных ориентиров Старого Иерусалима. Считается, что план церкви сообразен плану Ротонды в Храме Воскресения Христова. В нем сочетаются также элементы, характерные для византийских базилик, с архитектурной стилистикой эпохи мамлюкских султанов. Многие видят в колокольне церкви «копию» минарета.
Главная святыня церкви – крипта, где, по преданию, находился одр, на котором почила в Бозе Пресвятая Богородица. На этом месте установлена статуя Девы Марии, почивающей на одре (работа о. Симона по эскизу командора Радбора), выполненная из вишнёвого дерева и слоновой кости. Статую покрывает балдахин, на куполе которого изображен Христос.
Главный алтарь, посвященный Успению Богородицы, выполнен румынскими мастерами в традициях православной иконописи.
Под алтарем находится деталь византийской колонны – живая память о некогда величественной церкви Святой Сион.
Главным украшением церкви признана великолепная напольная мозаика, выполненная Бернардом Гауэром по эскизам о. Гислера. В центре изображены три сплетенных кольца, символизирующие Пресвятую Троицу. Исходящие из них лучи проходят через кольца, с именами пророков, евангелистов и 12 апостолов. Внешний круг составляют знаки Зодиака, символизирующие установленный Творцом порядок вещей. Здесь также выложена цитата из Книги Притчей Соломоновых о Премудрости Божией:
«От века я помазана, от начала, прежде бытия земли. Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою. Я родилась прежде, чем водружены были горы, прежде холмов…» (Прит., 8:23-25).
Апсида церкви, в свою очередь, украшена мозаикой, созданной по эскизу аббата Бенедиктинского ордена о. Радбора и изображающей Богоматерь Царицу Небесную.
Помимо центрального алтаря, в церкви, у стен находятся еще шесть алтарей различных религиозных общин. Это капелла святого Иоанна Крестителя, построенная в 1910 году германскими рыцарями Мальтийского ордена, капелла, построенная в 1910 году общиной Кельна и посвященная Трем Волхвам, капелла святого Иосифа, подаренная Мальтийским орденом Силезии, капелла святого Виллибальда, построенная в 1932 году Баварским паломническим обществом, капелла святого Бенедикта, сооруженная в 1945 году монахами-бенедиктинцами, и алтарь святого Бонифация, сооруженный в 1962 году Людвигом Бауром из Вестфалии.
Кроме того, в церкви есть еще шесть алтарей, посвященных апостолам и представляющих государства, которые пожертвовали средства на строительство церкви – США, Бразилии, Венесуэлы, Венгрии, Австрии и Кот-д’Ивуар. На колокольне установлен флюгер в виде петуха, который напоминает о сказанных Петру словах Иисуса: «…истинно, истинно говорю тебе: не пропоёт петух, как отречешься от Меня трижды». (Ин., 13:38). Считается, что пропел он именно с этого места.
В 1948 году, во время Войны за независимость, а затем во время Шестидневной войны 1967 года церковь сильно пострадала от бомбардировок, и в ней проводились большие реставрационные работы.
АРМЯНСКАЯ ЦЕРКОВЬ СПАСИТЕЛЯ И ДОМ КАИАФЫ
На горе Сион, непосредственно у городской стены, находится армянская церковь Спасителя, построенная в XV веке на месте, где, согласно традиции, стоял дом, вернее дворец первосвященника Иерусалима Каиафы, принимавшего участие в осуждении Иисуса.
Паломники первых веков христианства, в частности, паломник из Бордо, посетивший Иерусалим в 333 году, еще застали руины дома Каиафы, где была позднее возведена большая базилика святого Петра, который трижды отрекся от Иисуса, пока ожидал его участи во дворе дома первосвященника.
Начало строительства храма датируется XII в. В XIV в. участок был приобретен Армянской Церковью, которая перестраивала здание храма и клуатр, начиная с 1480 г. С 1948 по 1967 гг. церковь находилась на линии фронта и была сильно повреждена. В церкви показывают место второго заключения Иисуса во время судилища над ним, фрагмент камня, которым был запечатан Гроб Господень, а также остатки византийской базилики святого Петра и капеллы эпохи крестоносцев. Снаружи находятся гробницы армянских патриархов, которых погребали здесь до 1948 г.
ЦЕРКОВЬ АПОСТОЛА ПЕТРА ПРИ ПЕНИИ ПЕТУХА (IN GALLICANTU)
Современная (1928-32) церковь на восточном склоне горы Сион. Храм принадлежит римскому католическому ордену ассумпционистов – миссионерской организации, основанной в 1845 году и с тех пор пытающейся активно противостоять секуляризации европейских стран.
Церковь была построена в нововизантийском стиле и получила название в память об отречении и раскаянии Петра («Gallicantu» означает на латыни «крик петуха»):
«Тогда говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и разсеются овцы стада; По воскресении же Моем предварю вас в Галилее. Петр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся от Тебе, то я не соблазнюсь. Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня». (Мф., 26:31-34).
Архитектор о. Этьен Бубе создал прекрасный, светлый храм, сохранивший все археологические находки этого места.
Помещение Верхней церкви освещено сверху, через великолепный витраж в форме креста. Этажом ниже, в центре храма – отверстие, ведущее в подземные помещения, на стенах которого хорошо видны вырезанные византийские кресты.
В церкви показывают грот, где по преданию, апостол Петр сокрушался и рыдал, осознав свое падение.
Здесь также показывают грот, который, судя по всему, использовался в евангельские времена в качестве каземата, оборудованного пыточными столбами. Ранние христиане связывали этот грот с местом, где Иисус, а позже и апостолы получили по 39 ударов бичом.
Новая церковь богато украшена мозаиками, среди которых главная – алтарная, изображающая Иисуса перед судом синедриона.
Рядом с ней - древний путь с вершины горы к Силоаму, так называемая Лестница Маккавеев I в. н.э. По ней вели Христа после ареста в Гефсиманском саду. Некоторые считают, что именно тут располагался дом Каиафы, куда был приведен Иисус после ареста («И привели Иисуса к первосвященнику» – Мк., 14:53), и где Петр отрекся от Него. Тут были найдены фрагменты монастырской церкви VI в. Найденные во время раскопок в начале XX в. объекты (фрагменты мозаик, стен, ступеней и т.д.) выставлены внутри церкви. Однако гораздо более вероятно, что дом первосвященника находился на вершине холма – остатки роскошных домов времени Ирода были найдены на участке, принадлежащем Армянской Церкви.