|
ЦЕРКОВЬ СВЯТОЙ ЕЛЕНЫ
В армянскую церковь Святой Елены, расположенную на восточной стороне Храма Воскресения, ведет со стороны Кафоликона лестница, начинающаяся между Часовней Глумления и Часовней Ризоразделения. Эта лестница именуется Лестницей Пилигримов, поскольку на ее стенах паломники еще со времен крестоносцев имели обычай высекать кресты.
Общая архитектура церкви – одна из древнейших в числе составляющих Храм частей. От византийской эпохи сохранились важные элементы архитектоники – четыре мощных колонны и плинтусы. За апсидой церкви сохранились также участки кладки времен Константина Великого. Капители колонн, как и общая конструкция здания, относятся к периоду владычества крестоносцев.
Главный алтарь, обновленный в 1950 году, был посвящен Святой Равноапостольной царице Елене, стараниями которой было обнаружено в IV веке место Распятия Иисуса Христа и был вновь обретен Святой Крест Господень. Теперь алтарь переосвящен во имя Григория Просветителя, национального святого Армении. Другой, левый алтарь посвящен благоразумному разбойнику Дисме (Дисмасу),который, будучи распят вместе с Христом, признал, что, в отличие от него самого, Иисус распят безвинно и попросил:
«…помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое.
И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк, 23: 42-43).
Большая фреска, украшающая стену, посвящена Григорию Просветителю, первому епископу Армении, который в конце III – начале IV веков, то есть фактически одновременно с реформами Константина Великого, проводившимися в Византии, обратил в христианство царя Армении и всю страну.
КАПЕЛЛА ОБРЕТЕНИЯ КРЕСТА
Католическая капелла, в которую ведет лестница из Церкви Святой Елены, занимает место древней цистерны римского периода, сооруженной, в свою очередь, на участке старой каменоломни.
По преданию, именно здесь во время первых раскопок, организованных при посещении царицей Еленой Иерусалима, были обнаружены три креста, в которых были признаны орудия казни, установленные на Голгофе в день Распятия. Нужно было установить, который из этих крестов является истинным Крестом Господним, и тогда ими поочередно прикоснулись к телу только что умершего человека. Животворящий Крест Господень воскресил покойника.
Точное место Обретения Креста, отмеченное небольшим ограждением справа от апсиды, принадлежит Греческой Православной Церкви. Там находится плита с изображением мозаичного православного креста.
Впервые этот участок Храма был оформлен как отдельная часовня в XI веке, в эпоху крестоносцев.
ОТДЕЛЬНЫЕ ХРИСТИАНСКИЕ СВЯТЫНИ СТАРОГО ГОРОДА
ЦЕРКОВЬ НЕА ЦЕРКОВЬ СВЯТОЙ АННЫ ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ МОНАСТЫРЬ КОНСТАНТИНА МОНАСТЫРЬ СВЯТОГО ГЕОРГИЯ АЛЕКСАНДРОВСКОЕ ПОДВОРЬЕ МОНАСТЫРЬ СВЯТОГО МАРКА КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР СВЯТОГО ИАКОВА МОНАСТЫРЬ АРМЯНСКОГО ПАТРИАРХАТА ДОМ АННЫ И МОНАСТЫРЬ ОЛИВЫ ЦЕРКОВЬ СПАСИТЕЛЯ (РЕДИМЕР) ЦЕРКОВЬ ХРИСТА ЦЕРКОВЬ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ (St. Saviour)ЦЕРКОВЬ НЕА
Неа – означает по-гречески «новая». Новая церковь Пресвятой Богородицы была построена императором Юстинианом и освящена в 543 г. Она стала самой большой базиликой в Палестине, и была, как и южное продолжение Кардо, возведена в ходе застройки района горы Сион. Эта местность была особенно важна для христиан византийского периода и эпохи крестоносцев.
Церковь славилась своими размерами и великолепием, но вплоть до недавних раскопок была известна только по литературным источникам (важнейшим из которых является Прокопий Кесарийский, см. ниже) и из карты Мадабы, указывающей местоположение храма – к востоку от Кардо. Однако точное месторасположение церкви долгое время оставалось загадкой – раскопки в этой части города стали возможны только после войны 1967 года и объединения Иерусалима. В 1970-е гг. ее фундамент был идентифицирован во дворе Батей Махсе. Другие фрагменты, которые обнаружили профессор Нахман Авигад и его команда, команда, позволили в 1982 г. произвести полную археологическую реконструкцию храма.
|
Длина базилики, включая нартекс, составляла 116 м, в интерьере – 100 х 52 м. Неа была трехнефной базиликой, с тремя апсидами, обращенными на восток. Интерьеры были облицованы мрамором. Она была частью комплекса, включавшего также больницу, приют для паломников, монастырь и библиотеку – но ни одно из этих зданий не было идентифицировано при раскопках. Сегодня можно увидеть часть северо-восточной апсиды, цистерну с южной стороны от комплекса и внешний угол юго-восточной стены, идущий под старым турецким городом вплоть до близлежащего сада.
Вот что Прокопий Кесарийский рассказывает о сооружении церкви Неа:
«В Иерусалиме же он [Юстиниан] воздвиг храм Богоматери, с которым никакой другой сравнить невозможно. Каков он, я сейчас расскажу, только предварительно замечу, что этот город по большей части состоит из холмов, и эти холмы состоят не из земли, но они каменисты и обрывисты, и улицы по ним сверху вниз тянутся вроде лестниц. Все другие сооружения в городе обычно строятся по одному способу: они воздвигаются или на вершине холма, или внизу, на ровной земле. Один только этот храм был выстроен не так.
Император Юстиниан приказал, чтобы он был выстроен на самом высоком из холмов, указав, каким он должен быть во всех остальных отношениях, сам определив и его ширину и длину. Но ни один холм не подходил для такого сооружения согласно приказу императора: не хватало места четвертой части храма, обращенной на юго-восток, там, где полагается священникам совершать свои таинства. Поэтому те, на ком лежало выполнение этого дела, придумали следующее: заложив фундамент в самом основании низины, они воздвигли сооружение, крепко прилегающее к скале. Когда они вывели его вверх до самой вершины холма, они наверху на эти стены положили купол и соединили свое сооружение с остальным основанием храма. Таким образом, часть храма покоится на крепкой скале, часть же висит в воздухе, мощью императора хитро приделанная к холму громада. Камни этого сооружения по своей величине не такие, какие мы (обычно) знаем.
Назначенные руководителями этим делом, вступив в борьбу с природою места и стремясь достигнуть вершины стоящей перед ними скалы, отнеслись с презрением ко всем обычным средствам и обратились к казавшимся невероятными и совершенно неизвестным приемам. Они вырубали камни огромной величины из гор, которые, уходя в небо, поднимались в окрестностях города, и, искусно обтесав их, перевозили их оттуда следующим образом. Они выстроили повозки, величиной равные этим камням, и на каждую повозку клали по одному камню; взяв отборных из императорских волов, они запрягали их по сорока в повозку и тащили камень. Но так как по ведущим в город дорогам тащить такие повозки было невозможно, то, вырубив насколько возможно шире горы, они сделали их доступными для созданных ими телег.
Таким образом, они создали храм такой огромной длины, какая была угодна императору. Выстроив его в ширину таким, как он указал, они никак не могли найти материала, чтобы сделать крышу над храмом. Обходя все леса и чащи и всякие местечки, где, как они слыхали, росли уходящие в небо деревья, они нашли рощу, густо заросшую кедрами невероятной высоты, из которых они и сделали крышу храма, и, в соответствии с тем, какова была его ширина и длина, они вывели его высоту. Все это было создано императором Юстинианом человеческими силами и искусством. Придавала энергии и уверенность в благочестии <такой деятельности>, которая воздавала ему в ответ честь и помогала в этом стремлении.
Этому храму со всех сторон недоставало колонн, таких, чтобы по внешнему виду они были не хуже красоты храма, и такой величины, чтобы они были в состоянии выдерживать тяжесть покоящегося на них сооружения. Местность эта, находясь среди материка и вдали от моря, отовсюду огражденная отвесными горами, о чем я уже говорил, в силу своей почвы не представляла строителям удобных проезжих дорог, чтобы вывезти эти колонны из другого места. Когда император был огорчен невозможностью такого выполнения, то Бог в ближайших горах указал как раз подходящий для этого камень (мрамор): был ли он раньше, но только скрыт до этого времени, или Бог только что сейчас его создал, кто это знает? В обоих случаях высказанное предположение можно считать вероятным и причину его ставить в зависимость от воли божества. Ведь мы, измеряя все человеческими силами, многое считаем невыполнимым, для Бога же из всего этого нет ничего невыполнимого или невозможного.
И вот со всех сторон храма они подставляют огромные глыбы колонн, высеченных из этих гор и по цвету похожих на пламя огня; одни из них стояли внизу, другие наверху, иные вокруг тех галерей, которые окружали весь храм кроме стороны, обращенной к востоку. Из них две стояли перед вратами храма, поразительно чудесные: на всей земле не было вторых подобных колонн. Отсюда идет другая галерея, названная по имени тростника «нартексом», - думаю, потому, что она не расширяется. За ней идет зала, покоящаяся в четырех углах на подобных же колоннах. Двери посередине, ведущие из этой залы, до такой степени вызывают благоговейное удивление, что тем, которые входят извне, дают почувствовать, что предстоит им тут увидать. Отсюда ведут чудесные пропилеи, и на двух колоннах поднимается круглая арка несказанной высоты. Если идти вперед, то с той и другой стороны дороги к храму находятся друг против друга два полукруга.
По другой дороге с той и другой стороны находятся две гостиницы, сооружение императора Юстиниана: одна из них - пристанище для прибывающих сюда иноземцев, другая же - дом отдохновения для бедных больных. Чтя этот храм Богородицы, император Юстиниан пожертвовал <для поддержания его> большие денежные доходы. Вот что было создано императором Юстинианом в Иерусалиме» (О постройках, Книга пятая).
Из этого описания, полного хвалебной риторики, видно, что подобно Константину, Юстиниан не пожалел сил и архитектурных ухищрений, чтобы воздвигнуть в Иерусалиме огромный храм. Археологические находки подтверждают подробный рассказ Прокопия отрудностях, возникших при строительстве церкви.
Найденная цистерна, по всей видимости, поддерживала южное крыло комплекса церкви Неа, - того, что был выстроен на склоне холма. В цистерне была найдена tabula ansalata (1,5 м длиной), где упоминается не только император Юстиниан, но и некий священник и игумен Константин. О Константине, как об одном из игуменов Неа, пишет и Иоанн Мосх. Арочные конструкции тоже объясняются тем, что пришлось создавать сложный фундамент.
Дата разрушения церкви Неа нам точно неизвестна. Предполагается, что это произошло или в конце VI в. во время землетрясения, или же в ходе завоевания персами Иерусалима в 614 г.
ЦЕРКОВЬ СВЯТОЙ АННЫ
По общему признанию, церковь Святой Анны – самый красивый католический храм Старого Иерусалима, обладающий к тому же идеальной акустикой для исполнения церковных песнопений.
Храм возведен между 1131 и 1138 годами (по другим данным, в 1142 году), в эпоху господства крестоносцев, однако это святое место имеет куда более древнюю историю.
По преданию, здесь стоял дом, в котором родилась Пресвятая Богородица. Это предание отсутствует в канонических текстах, однако оно приводится в так называемом апокрифическом евангелии от Иакова. Его текст гласит, что святые родители Девы Марии, Иоаким и Анна, долгое время были бездетны. Иоаким, полагая, что нечист пред Богом для чадородия, постился в пустыне сорок дней и ночей и предавался молитвам. Молилась неустанно и его супруга. И вот ангел возвестил им, что молитвы их услышаны. Святая Анна дала обет посвятить будущего ребенка Богу. Место рождения Пречистой Девы Марии, по свидетельству апокрифа, находилось вблизи Иерусалимского Храма.
Известно, что уже в начале V века паломники посещали церковь «церковь Параличного», построенную над Вифездой, где Иисус исцелил тяжело больного человека». Раскопки подтвердили, что ранее 427 года здесь существовала византийская базилика. Тогда же впервые с этой церковью стали связывать имя Девы Марии. В 614 году она была разрушена во время персидского нашествия, но вскоре была восстановлена, поскольку еще перед мусульманским завоеванием Иерусалима в 638 году ее упоминал Иерусалимский патриарх Софроний. Остается загадкой, как церковь могла избежать разрушения, которому подверглись почти все христианские храмы в 1009 г. по приказу халифа аль-Хакима. Несомненно одно, в самом начале правления крестоносцев здесь существовал некий храм.
Величественный храм в романском стиле, возведенный на месте древней базилики при крестоносцах, был посвящен Рождеству Богородицы, а назван в честь ее святой матери Анны. Считается, что его строили на пожертвования Арды, вдовы Балдуина I, первого короля Иерусалима.
Вскоре после того, как султан Салах ад-Дин ибн Айюб завоевал Иерусалим в 1187 году, он повелел устроить в здании церкви св. Анны школу по изучению Корана (Салахийа медресе), о чем свидетельствует арабская надпись на фасаде, датируемая 1192 годом.
Вплоть до начала XVIII столетия монахи францисканского ордена обладали фирманом, позволявшим им служить в бывшей церкви святую мессу в праздник Рождества Пресвятой Богородицы и в праздник Благовещения. Позднее мусульманская школа закрылась, и среди христиан распространился слух, что в святом месте был устроен чуть ли не притон. Известно лишь, что еще в середине XIX веке турецкая армия держала в бывшей католической церкви… конюшню.
Возрождение храма началось в 1856 году, когда турецкий султан Абдул Маджид, получив в войне с Россией поддержку Франции, подарил церковь (а также часть прилегающей территории) Наполеону III, а тот, в свою очередь, отдал ее на попечение католического миссионерского общества Белых Отцов (Peres Blancs), основанного в 1868 году.
Церковь, какой мы ее видим в наши дни, – это по большей части результат интенсивных реставрационных работ, проводившихся в 60-70-е годы XIX под руководством архитектора М. Маусса и под патронатом Белых Отцов, построивших рядом с церковью здание своего католического монастыря. Во время Шестидневной войны 1967 года купол и фасад церкви были сильно повреждены снарядами израильской артиллерии. Церковь была снова закрыта, и службы в ней были возобновлены только 14 июля 1971 года после восстановительных работ, проведенных под руководством архитекторов М. Трувело и П. Куаснона.
Храм, переживший почти девять веков, имеет в длину 34 м и в ширину 19,5 м. Он разделен на три нефа, каждый со своей апсидой. В южной апсиде можно увидеть высеченную в скале крипту. В этой крипте (многие дома древнего Иерусалима частично вырубались в скальной породе), по преданию, и произошло Рождество Пресвятой Богородицы.
Внутреннее убранство церкви весьма аскетично. Исключением можно считать великолепный мраморный алтарь, воздвигнутый в 1954 году французским скульптором Филиппом Кёппеленом. На фасаде алтаря изображены – слева направо – Рождество Пресвятой Богородицы, Снятие с Креста и Благовещение. На левой стороне алтаря изображено Поучение Богородицы св. Анной, а на правой стороне - Введение во Храм.
В архитектурном комплексе Старого Иерусалима, как и в христианской паломнической традиции церковь св. Анны неразрывно связана с древним искусственным водоемом, известным как Вифезда.
ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ
Один из старейших храмов Иерусалима – церковь святого Иоанна Крестителя, расположенная вблизи Храма Воскресения Христова, - принадлежит Греческой Православной Церкви.
Иоанн Креститель был обезглавлен в Махере, за Иорданом, по приказу Ирода Антипы. Его ученикам было разрешено перенести тело для захоронения (по традиции, он был погребен в Самарии-Севастии). Эта гробница была осквернена язычниками в 362 г., но некоторые реликвии удалось спасти и послать в различные города, включая Иерусалим (монастырь на Масличной Горе). Традиции, подтверждающей существование церкви св. Иоанна Крестителя в Иерусалиме в IV в., нет. Но наличие в городе реликвии могло повлиять на строительство подобной церкви.
Раскопки показали, что на этом месте в V веке находилась церковь, построенная святым Иоанном Милостивым, патриархом Александрии. Ценнейшая находка – хрустальный реликварий – была передана в греческую ризницу Храма Воскресения Христова, закрытую для публичного осмотра.
В XI веке, еще до прихода крестоносцев, эта первая церковь принадлежала паломнической гостинице, построенной в 1073 году купцами итальянской республики Амальфи. Итальянские негоцианты использовали для строительства фундамента стены церкви V в., уничтоженной персами в 614 г.
По одному из преданий, именно в этой церкви между 1070 и 1080 годами был основан первый монашеско-рыцарский орден – орден Святого Иоанна Иерусалимского, известный также как орден Госпитальеров, а с Нового времени - как Мальтийский орден. С приходом крестоносцев церковь была фактически возведена заново в 1170 году и переименована в память об Иоанне Крестителе.
В архитектурном плане церковь интересна тем, что построена в форме трилистника, один из «лепестков» которого занимает алтарь с широким иконостасом . Фасад с двумя колокольнями – современное добавление к церкви XI в. В XIV в., по свидетельству итальянского паломника Николая из Поджибонси, существовало предание, что здесь находился дом Зеведея, отца апостолов Иакова и Иоанна. Оно появилось из-за смешения имен Иоанна Богослова и Иоанна Крестителя.
МОНАСТЫРЬ КОНСТАНТИНА
На улице, носящей название Греческого Православного Патриархата, находится здание самого Патриархата, а напротив него – православный монастырь Константина, славящийся собранием икон. Своеобразной «достопримечательностью» монастырского музея можно считать саркофаг царицы Мариамны, супруги Ирода Великого, казненной по его приказу в 29 году до нашей эры.
МОНАСТЫРЬ СВЯТОГО ГЕОРГИЯ
Одно из значимых сооружений Христианского квартала – монастырь Святого Георгия, который принадлежит Коптской Церкви, располагающей весьма небольшим числом храмовых сооружений в Святой Земле. В комплекс входят собственно монастырь и приют с темной старой церковью, которая славится тем, что там, благодаря целительным силам св. Георгия, вылечиваются душевнобольные.
АЛЕКСАНДРОВСКОЕ ПОДВОРЬЕ
Александровское подворье и церковь святого Александра Невского находятся менее чем в ста метрах от Храма Воскресения Христова. Церковь была заложена в 1883 году на участке, который был приобретен архимандритом Антонином (Капустиным) у Эфиопской Церкви на средства Русской духовной миссии в Иерусалиме, руководителем которой он был.
Архимандрит Антонин передал участок под попечение Императорского православного палестинского общества, которое перед началом строительства провело обширные раскопки. Их итогом стала находка очень важных исторических объектов. Это – фрагменты базилики эпохи Константина Великого, арки эпохи римского императора Адриана, второй иерусалимской стены, построенной во времена правления Неемии, в середине V века до нашей эры.
Главным же археологическим открытием нужно считать порог Судных врат Иерусалима, через которые, вероятнее всего, Исисус и вышел из города на пути к Голгофе. Считается, что в евангельские времена Судные врата были последним местом на пути осужденных, где приговор мог еще быть отменен. Порог врат должен был бы, по справедливости, считаться одной из Остановок на Страстном Пути (Via Dolorosa).
Храм Александра Невского был освящен в 1896 году. Он находится под юрисдикцией Русской Православной Церкви за рубежом.
Помимо важной христианской святыни и других археологических находок, Александровское подворье располагает ценными полотнами Ильи Репина и Николая Кошелева, известного художника второй половины XIX века, написавшего 18 картин, посвященных событиям Страстной Седьмицы.
В 2006 году в Александровском подворье была завершена большая реконструкция, после которого вновь начались регулярные богослужения и посещения храма многочисленными паломниками, в том числе инославными.
МОНАСТЫРЬ СВЯТОГО МАРКА
Принадлежащий Сирийской Церкви монастырь расположен на месте, где, по преданию, находился дом Марии, матери апостола и евангелиста Марка. В доме Марии скрывался апостол Петр после побега из темницы:
«И осмотревшись, пришел к дому Марии, матери Иоанна, называемого Марком, где многие собрались и молились» (Деян., 12:12).
Это место считалось святыней с ранних дней христианства и упоминается в различных источниках с IV века (в частности, святым Кириллом Иерусалимским и паломником из Бордо).
Ранняя история самого сирийского монастыря практически не прослеживается. Известно, что богато орнаментированная церковь святого Марка относится к XII веку. Члены сирийской яковитской общины бежали в Египет перед приходом в Иерусалим крестоносцев (1099 г.), и их собственность была передана знатному франкскому рыцарю Гоффье. Он был в 1103 г. взят в плен в Египте, и полагали, что в плену он умер. Яковитам отдали их участок, но когда Гоффье вернулся живым в 1137 году, возник неприятный казус. Вмешательство королевы Мелисанды позволило Сирийской Церкви удержать за собой собственность.
В церкви хранится икона Пресвятой Богородицы, авторство которой сирийская традиция приписывает самому апостолу и евангелисту Луке. Другой священной ценностью является резной патриарший трон, установленный здесь в XV веке, когда сирийская яковитская община лишилась всех других церквей в Иерусалиме и монастырь святого Марка стал резиденцией сирийских патриархов.
Сейчас здесь центр сирийской общины. Каменную купель у южной стены в средневековье считали местом крещения Девы Марии. Кроме того, это «альтернативное» место Тайной Вечери и Схождения Духа Святого на апостолов.
| |