Главная
 
ИерусалимЧетверг, 19.04.2018, 18:23



Приветствую Вас Гость | RSS
Главная
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа


БАЗИЛИКА МОЛЕНИЯ О ЧАШЕ (ХРАМ ВСЕХ НАЦИЙ)


Вид на храм Всех Наций сверху.Католическая базилика Моления о чаше построена в Гефсимании, на том месте, где, по преданию, Иисус молился в ночь перед арестом.

«И выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую; за ним последовали и ученики Его. Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение. И Сам отошел от них на вержение камня и, преклонив колени, молился, Говоря: Отче! О, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! Впрочем, не Моя воля, но твоя да будет. Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. И находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его как капли крови, падающие на землю» (Лк, 22:39-44).

Это тяжкое внутреннее борение Иисуса было названо на греческом языке словом «агония», то есть борьба.

Конечно, точно указать где именно Он молился, невозможно, но это весьма вероятное место. Оно расположено близ естественной дороги, ведущей из Храма на вершину Масличной горы.

Храм Всех Наций. Храм всех наций. Фасад. Храм всех наций. Мозаика на фасаде.

Первая христианская церковь над Камнем Агонии была возведена, как полагают, при византийском императоре Феодосии I, между 376 и 395 годами. Это была обширная базилика длиной 251 м и шириной 16,4 м. Она имела три апсиды. Центральная апсида стала «оправой» для Камня Агонии, на котором, по преданию молился Иисус. Камень был освобожден от окружавшей его скальной породы. Центральный неф был ограничен двумя рядами колонн – по 7 с каждой стороны, - увенчанных капителями богатого коринфского стиля. Пол был украшен красивой мозаикой, фрагменты которой сохранились.

Храм Всех Наций. Аркада фасада. Храм Всех Наций. Детали фасада. Храм Всех Наций. Оформление фасада.

Византийская базилика, которую испанская паломница Эгерия, посетившая Иерусалим в 385 году, назвала «изящной», была разрушена пожаром, случившимся, судя по всему, при персидском нашествии 614 года. Часть оставшейся от нее колонны установлена у входа на русский участок, где находятся монастырь и церковь святой Марии Магдалины. Этим фрагментом колонны, имеющим название «столб Иуды», отмечено место, где, по преданию, Иуда поцеловал Иисуса. Впервые о ней упоминает паломник из Бордо (333 г.).

Храм Всех Наций. Колонны фасада. Храм Всех Наций. Мозаика.
Храм Всех Наций. Звонница.

Далее, вплоть до прихода крестоносцев в 1099 году, история святого места прослеживается с трудом. Известно лишь, что после разрушения церкви процессии паломники, спускавшиеся процессиями с Елеонской горы, останавливались здесь, чтобы прочесть отрывки из Евангелия, пропеть псалмы и помолиться.

Храм Всех Наций. Двери.Второй церковью стала базилика, построенная в XII веке, при крестоносцах, и посвященная Христу Спасителю. Она была сооружена под небольшим углом относительно первой, византийской, так что Камень Агонии оказался прямо под ее северной стеной. Церковь также имела три апсиды. Она была меньше византийской базилики, зато имела стены более чем двухметровой толщины. Дата ее разрушения не известна. Есть свидетельства, что в 1323 году церковь Христа Спасителя еще стояла на Елеонской горе. В 1345 г. она была покинута.

Храм Всех Наций. Двери.Храм всех наций. Дверь с изображением оливкового дерева и оленя. Вид изнутри.Первые большие археологические раскопки проводились здесь в 1891-1901 годах. Сначала были обнаружены остатки церкви эпохи крестоносцев, на месте которой Францисканский орден принял решение построить новую церковь. Однако после обнаружения фрагментов более древней, византийской базилики план строительства изменился. Архитектор Антонио Барлуцци, которому были поручены работы, создал новый проект: план будущей церкви почти точно совпал с планом византийской базилики IV века. Главным архитектурным нововведением стали 12 низких куполов здания, которые, по замыслу архитектора, должны создавать иллюзию ночного времени и вызывать чувство особого благоговения. 

Церковь строилась в 1922-24 годах. Средства на ее возведение были выделены многими странами, чьи гербы теперь украшают купола изнутри, - Италией, Испанией, Францией, Великобританией, Бельгией, Германией, Канадой, США, Ирландией, Венгрией, Польшей, Аргентиной, Бразилией, Чили, Мексикой. Металлическое ограждение в виде тернового венца вокруг Камня Агонии – дар Австралии. Интернациональный проект дал церкви второе название – Храм Всех Наций.

Два вида камня использовались при строительстве: снаружи – розовый камень из Вифлеема, внутри – серо-красноватый из каменоломен Лифты.

Храм Всех Наций. Интерьер. Храм Всех Наций. Алтарное пространство.

Мозаика в апсидах выполнена мастером Пьетро д’Ачарди, фрески на боковых стенах – Марио Барберисом. Монументальные мозаичные работы на фасаде базилики созданы профессором Джулио Баргеллини. В центре изображено Моление Христа, слева – паства Христова, а справа – юноша с книгой в руках, на которой написано слово Ignoratio, что значит «Невежество». Смысл картины в том, что учение Христа обращено ко всем – в том числе, по слову апостола Павла:

«…Еллинам и варварам, мудрецам и невеждам» ( Рим., 1:14)

 

СКАЛА ТРЕХ АПОСТОЛОВ

Скала Трех апостолов.

Немногим правее базилики Агонии, на месте разрушенной церкви Христа Спасителя XII века находится участок скальной породы, где, по преданию, Иисус сказал апостолам Петру, Иакову и Иоанну: «…молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Лк, 22:40).

 

ЦЕРКОВЬ СВЯТОЙ МАРИИ МАГДАЛИНЫ

Храм святой равноапостольной Марии Магдалины, как и храм Вознесения Христова на вершине Елеонской горы, - один из главных символов русского присутствия на Святой Земле.

Вид на церковь Марии Магдалины сверху. Вид на Масличную гору. Церковь Марии Магдалины. Церковь св. Марии Магдалины и панорама за ней.

Церковь с семью куполами была построена на средства Александра III и великих князей Сергея и Павла Александровичей в память об их почившей матери, императрице Марии Александровне. Она была торжественно освящена Иерусалимским Патриархом Никодимом 1 октября 1888 года в присутствии великих князей Сергея и Павла Александровичей и великой княгини Елизаветы Федоровны. В 1918 году великая княгиня была убита большевиками, и ее тело в 1921 году было перевезено в Иерусалим и погребено в крипте храма. В 2000 году Елизавета Федоровна была прославлена Собором Русской Православной Церкви и причислена к лику святых как мученица Елисавета.

Иконостас и росписи за алтарем храма выполнены известным русским художником Василием Верещагиным.

Сад при церкви св. Марии Магдалины. Сад при церкви св. Марии Магдалины. Грот апостолов рядом с церковью Марии Магдалины.

Храм и находящаяся при нем женская обитель принадлежат Русской Православной Церкви за рубежом. На территории обители расположен грот, у которого, по одному из преданий, был арестован Иисус, а при входе в обитель можно видеть так называемый «столб Иуды», фрагмент колонны, установленный на месте, где Иуда поцеловал Иисуса.

 

ГРОБНИЦА ДЕВЫ МАРИИ И ЦЕРКОВЬ УСПЕНИЯ БОГОРОДИЦЫ

По преданию, Успение Пресвятой Богородицы было в пятнадцатый год по Вознесении Господнем, то есть в 48-м или, по новым астрономическим и историческим данным, несколько отдаляющим Рождество Христово, в 44-м году.

У подножия Елеонской горы, вблизи Львиных ворот, расположена гробница с церковью над нею, которая почитается как место погребения Пресвятой Девы Марии. По Успении, как о том гласит предание, тело Пресвятой Богородицы было также вознесено на небеса, поэтому Ее гробница пуста, как и Гробница Господня.

Уже источник, относящийся ко II-III векам, - так называемый Dormito Virginis, - вполне определенно указывает на это место, как на «географическую подоснову» предания: «Ныне поутру приимите тело Владычицы Марии и выйдете за пределы Иерусалима по дороге, ведущей к вершине горы Олив. И вот, пред вами три грота: просторный внешний, за ним еще один и, наконец, маленькая внутренняя комната с глиняной скамьей на восточной стороне. Пойдите и положите Благословенную на эту скамью…»

Впервые обширные археологические изыскания проводились здесь лишь после 1972 года, когда Греческая Православная и Армянская Апостольская Церкви, в ведении которых находится святыня, решившись провести реставрацию, пригласили известного специалиста, о. Беллармино Багатти, подробно изучить это место, столь богатое в плане как духовной, так и материальной культуры.

Церковь Успения Богородицы - Гробница Девы Марии.
Гробница Девы Марии. Надвратная икона.
Гробница Девы Марии. Общий вид.
Гробница Девы Марии. Общий вид.
Гробница Девы Марии. Вход в церковь.
Гробница Девы Марии. Вход в церковь.
Гробница Девы Марии. Вход в церковь.
Гробница Девы Марии. Интерьер.
Гробница Девы Марии. Алтарь.
Гробница Девы Марии. Молитва у алтаря.
Гробница Девы Марии. Алтарь.
Гробница Девы Марии. Придел св. Иосифа.
Гробница Девы Марии. Придел свв. Анны и Иоакима. Гробница Мелисанды

Работы о. Багатти показали, что «фундаментом» для многовекового храмового строительства послужил один из древних скальных некрополей, которых в этом районе немало. Точная датировка гробницы не ясна. Как и Гроб Господень эта гробница под Елеонской горой, была некогда выделена в соответствии с преданиями и стала местом поклонения паломников. 

Изнутри гробница устроена сходно с Гробом Господним в Кувуклии  Храма Воскресения Христова. Здесь находится вырубленная из цельной скалы погребальная «лавица», на которой, по преданию, пребывало тело Пречистой Богородицы до вознесения на небо. «Лавица» усеяна щербинами, которые оставлены паломниками, поддавшимися искушению унести с собой ее частицу. С лицевой стороны ложе закрывал «защитный экран» - мраморная трансенна XII века – с декоративным арочным поясом и тремя большими отверстиями, позволявшим паломникам трогать и целовать боковую сторону святыни.

Следует отметить, что в паломнических «записках» гробница не упоминается вплоть до VI века, чему причиной, как полагают, принадлежность этой территории общине иудео-христиан, особенности быта и культа которых вызывали резкое неприятие других христианских общин.

По данным археологии, первая, небольшая церковь над гробницей была построена в византийский период при императоре Феодосии I (379-395). Немногим позже, при императоре Маркиане (450-457) Иерусалимский патриарх Ювеналий возвел на ее месте более обширную базилику. Наконец, при императоре Маврикии (582-602), была построена вторая, верхняя церковь.

При персидском нашествии 614 года это святое для христиан место, как и другие, подверглось разрушению, однако сама Гробница Девы Марии и отчасти нижняя церковь не пострадали.

С приходом мусульман, глубоко почитающих Марию – Сит-Мариам – как Матерь великого пророка Исы, храмовый комплекс был восстановлен, и уже в 670 году пилигрим Аркульф писал о церкви, выстроенной в два этажа.

Об особом отношении мусульман к этому месту говорит множество свидетельств. Так, египетский ученый Шамс ад-Дин ас-Суюти писал о посещении храма халифом Омаром ибн-Хаттабом, завоевавшим Иерусалим: «Он помолился в церкви Марии, затем плюнул на одну из своих рубах. Тогда ему сказали: плюнь на церковь, ведь это место, где Богу придают товарищей! Он ответил: хотя здесь и придают Богу товарищей, но здесь упоминают Имя Его».

На южной стороне восточного придела церкви находится специальная молитвенная ниша, направленная к Мекке – мусульманский михраб, - где в 661 году молился первый омейядский халиф Муавия бин Абу Суфьян (605-680). Сирийские хроники говорят, что в 661 году аль-Муавия, будучи сирийским наместником, получил титул халифа в Иерусалиме и пошел вознести молитвы на Голгофу и к Гробнице Сит-Мариам в Гефсимании.

Верхняя церковь был вновь разрушена в XI веке при халифе аль-Хакиме, которого даже сами мусульмане называли «безумным». Однако сама Гробница и нижняя церковь опять уцелели, а после завоевания Иерусалима крестоносцами в 1099 году, здесь начались большие строительные работы. Верхняя церковь была восстановлена, а рядом с ней появилось большое здание аббатства монашеского ордена святого Бенедикта, в ведение которого была отдана гробница. Бенедиктинцы удлинили главную лестницу, а верхнюю церковь возвели в виде базилики с двумя башнями, украшавшими фасад. Фактически церковь стала частью монастырской крепости с высокими стенами и башнями, что определило ее судьбу.

При завоевании Иерусалима султаном Салах ад-Дином в 1187 году верхняя церковь была разрушена вместе с бенедиктинской цитаделью, ее камни пошли на восстановление стен города, поврежденных при осаде. Маловероятно, что султан отдавал прямой приказ о разрушении церкви: в отношении христиан и их святынь он был не менее терпим, чем халиф Омар ибн-Хаттаб, тем более – в отношении места почитания Сит-Мариам. Не исключено, что египетские солдаты султана снесли ее, как часть оборонительных монастырских сооружений, ведь нижняя церковь и гробница вновь остались не тронуты. Спустя всего четыре года после осады арабский писатель Али аль-Херави так описывал святыню: «В этой долине находится гробница Мариамы, матери Исы, да будет над ним спасение! В нее спускаются по 36 ступеням; купол поддерживается 16-ю гранитными и мраморными колоннами; восемь из них красного цвета, и восемь зеленого. Четыре двери украшены сбоку каждая шестью гранитными колоннами. Эта гробница была обращена в церковь, а в настоящее время служит мешхедом (мавзолеем), посвященным Аврааму, другу Божьему. Внутри видны части древнего происхождения, колонны и произведения восхитительной работы».

До XIII  века разрешение на проведение богослужений в Гробнице Девы Марии и церкви Успения имели только сирийские христиане. В XIV  веке здесь появились алтари Римской Католической, Греческой Православной, Грузинской, Эфиопской Церквей, а также – Маронитской Церкви. В 1757 году Католическая Церковь в лице францисканского ордена утратила право на эксклюзивное владение частью храма, однако за францисканцами осталось право проводить богослужения (не публичные мессы) три раза в году - по праздникам, посвященным Пресвятой Богородице. В настоящее время литургии проводятся в храме священнослужителями Греческой Православной, Армянской Апостольской, Сирийской (Яковитской) и Коптской Церквей.

Сложившийся архитектурный комплекс – гробница Девы Марии и алтарные приделы – в плане достаточно необычен, имеет форму неправильного креста. Атриум церкви, расположенный над большой цистерной, которую соорудили при крестоносцах, опирается на 35 столбов. Войдя в церковь, мы попадаем на длинную, двадцатиметровую лестницу эпохи крестоносцев, 45 ступеней которой ведут в нижнее помещение. На стенах лестницы видны фрагменты средневековых фресок. По ее ходу расположены капеллы. Справа, на восточной стороне, находится алтарь, посвященный родителям Девы Марии, святым Иоакиму и Анне. У алтаря находится гробница иерусалимской королевы Мелисанды, жены короля Фулька Анжуйского, скончавшейся в 1161 году. Чуть ниже, на западной стороне, расположена принадлежащая Армянской Церкви капелла, которая посвящена святому Иосифу. Здесь погребены Мария, мать иерусалимского короля Балдуина III, Констанция, мать Боэмунда III Антиохийского, а также, согласно средневековым хроникам, - Батильда, супруга датского короля Эрика Доброго, правившего в конце XI века.

Спустившись по лестнице, мы входим в старейшее на территории Святой Земли византийское храмовое сооружение IV-V веков, почти полностью сохранившееся до нашего времени. В его восточном пределе находится Гробница Девы Марии, представляющая собой часть выделенной из скальной породы погребальной камеры. Она имеет два входа, устроенных в XIII веке. По традиции, в нее входят с запада, а выходят на север – спиной вперед, лицом к гробнице, как и в Кувуклии с Гробом Господним, где также полагается выходить спиной наружу.

На северной стороне придела находится вырубленная в скале небольшая капелла эпохи крестоносцев.

Нельзя не упомянуть предание, согласно которому местом Успения Пресвятой Богородицы стал город Эфес, расположенный на малоазийском побережье. Перед смертью на Кресте Иисус поручил своему любимому ученику Иоанну взять к себе и опекать Пресвятую Богородицу. Известно, что Иоанн надолго отправился в Эфес, где возглавлял Церковь вплоть до времени правления императора Траяна (98-117). По мнению большинства ученых, апостол прибыл в Эфес уже после Иудейской войны 70-го года, в преклонном возрасте, и, согласно источнику II века, в сопровождении лишь одного ученика, Прохора. Их вывод: маловероятно, что земная жизнь Пресвятой Богородицы продлилась до тех дней.

Последние полтора века «эфесская гипотеза» подогревается лишь историей о видениях католической монахини Катерины Эммерих (ум. 1842 г.), указавшей  на место погребения Богородицы в Эфесе. Проведенные раскопки действительно открыли остатки византийской базилики. В 1891 году там была построена небольшая церковь, которую посещали в 1967 году папа Павел VI, а в 1979 году папа Иоанн Павел II. «Частные видения», как и посещения римскими первосвященниками древних руин, все же, нужно признать, не могут «перевесить» корпус преданий и источников, признающих местом Успения Богородицы святой град Иерусалим.


                                                                      


 

------

Поиск отелей

Дата заезда

Дата отъезда

-----------------------------------
------ --------- ............

Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный хостинг uCoz