Главная
 
ИерусалимВторник, 19.03.2024, 08:45



Приветствую Вас Гость | RSS
Главная
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

АЛТАРЬ STABAT MATER

Храм Гроба Господня. Алтарь Stabat Mater.Католический алтарь Stabat Mater, Стояния Богоматери, расположен на Голгофе между православным и католическим престолами. Им отмечено место, где по преданию, Богородица Мария стояла при Распятии Сына.

Над алтарем возвышается деревянная статуя Богоматери Скорбящей, подаренная в 1778 году королевой Португалии и привезенная из Лиссабона. Меч пронзает сердце Святой Богородицы, символизируя пророчество Симеона Праведного:

«И Тебе Самой оружие пройдет душу…» (Лк, 2:35).

В ряду так называемых остановок на Страстном Пути (см. Остановки) здесь находится остановка XIII (Снятие с Креста).

Вокруг статуи можно видеть множество ювелирных украшений, пожертвованных паломниками.

 

ЧАСОВНЯ ТРЕХ МАРИЙ

Храм Гроба Господня. Часовня Трех Марий.Место, непосредственно связанное с часом Распятия Иисуса Христа и отмеченное мраморной часовней, сооруженной на круглом камне, находится в стороне от Голгофы, внизу, в 12 метрах левее Камня Помазания.

По преданию, на этом месте при Распятии стояли, скорбя в числе других, верных учению Христову, три женщины:

Храм Гроба Господня. Часовня Трех Марий. Камень, на котором стояли женщины.«Там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему;Между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых» (Мф, 27:55-56).

Часовня принадлежит Армянской Апостольской Церкви.

 

ЧАСОВНЯ АДАМА

Храм Гроба Господня. Часовня Адама. Голгофа.Часовня Адама расположена точно под алтарем Православной Голгофы. Здесь особенно ясно видна расщелина, которая заметна наверху, справа от алтаря. По преданию, именно здесь, под будущим Распятием, был погребен Первочеловек Адам, и, когда кровь Иисуса Христа пролилась на скалу после удара копьем, совершенного сотником Лонгином, скала под попавшей на нее кровью треснула на всю глубину.

Знаменитый русский паломник, игумен Даниил, так описывал это событие: «Во время Распятия Христа, когда Он преставился, тогда разодралась церковная занавесь, и камень потрескался, дал трещину, над головою Адама. И этой трещиной кровь и вода из ребер Христа омочила голову Адама и омыла все грехи рода человеческого. И есть расщелина на этом камне до сегодняшнего дня, на левой стороне от Распятья, как знамение честное».

Храм Гроба Господня. Часовня Адама. Алтарь. За стеклянным окошечком, проделанным в стене, видна Голгофа.Храмовая традиция изображать в основании Распятия череп Адама, возможно, имеет не только символическое значение. Многие ученые считают, что во времена Христа лощина под горой Голгофы действительно могла быть усеяна останками казненных преступников, их костями и черепами.

Ряд историков считают, что уже первые христиане верили, что праотец Ной взял останки первочеловека в свой ковчег, а после потопа поместил их в центре мира, на Голгофе. Могила Адама находится под скалой и там же, под представлениям первых общин, располагались вход в ад и расщелина, через которую Иисус сошел во ад.

Храм Гроба Господня. Часовня Адама. Голгофа.Когда при римском императоре Адриане район Голгофы застраивался языческими святилищами, могила Адама была закрыта опорной стеной. В IV веке, при Константине Великом, эта стена была сломана. Основные работы по оформлению пещеры, как полагают, проводились после 614 года архиепископом Модестом, обустраивавшем скалу Голгофы. При крестоносцах, после 1099 года, часовню расширили с восточной стороны, и стали использовать также в качестве усыпальницы первых иерусалимских королей – Годфруа Бульонского, почившего в 1100 году, и Балдуина I, скончавшегося в 1113 году. Обе гробницы, как и гробницы королей, находившиеся в Атриуме, утрачены при катастрофическом пожаре 1808 года.

В часовне Адама расположен также престол, посвященный Мельхиседеку, легендарному основателю Иерусалима.

 

РОТОНДА

Храм Гроба Господня. Ротонда с Кувуклией в центре.Просторное округлое помещение с колоннадой и куполом – Ротонда, называемое также по-гречески «Анастазис» (Воскресение) – как и Голгофа, является одной из двух главных частей Храма Воскресения. Ротонда представляет собой своего рода «оправу» для расположенной в ее центре часовни – Кувуклии, - в которой находится величайшая святыня христианского мира – Гроб Господень.

Храм Гроба Господня. Купол Ротонды.Строительное основание Ротонды осталось с IV века, со времени царицы Елены. Стена Ротонды, сделанная из тесаного камня и опирающаяся на скалу, также сохранилась с IV века до высоты более 10 м, а верхняя ее часть достроена при крестоносцах, в XI в.

Двенадцать колонн разных периодов – эпохи крестоносцев или времен Константина IX Мономаха – окружают Гробницу, которая стоит не точно в центре круга, создаваемого колоннами, а сдвинута к западу, на пересечение осей, проходящих через три апсиды.  Первоначальная постройка имела главный вход на восточном фасаде, и еще было четыре боковых входа, по два с каждой стороны.

Храм Гроба Господня. Купол Ротонды.Несомненно, Ротонда – одно из древнейших христианских сооружений, однако на счет ее точного возраста единого мнения еще нет. Вероятно, ее строили в первые пятьдесят лет после начала осуществления грандиозного плана императора Константина Великого по обустройству священных мест молодой религии. Одни ученые считают, что на первом этапе строительства Гроб Господень представлял собой простой формы мавзолей, окруженный открытым двором с колоннами, а строительство Ротонды длилось достаточно долго. По мнению других, Ротонда была изначально задумана как крытое сооружение и была полностью завершена в правление Константина.

Одна треть галерея Ротонды принадлежит Армянской Апостольской Церкви, две трети – Римской Католической Церкви. В 1969 году во время реставрационных работ в латинской части галереи были обнаружены ценные мозаики XI века. Большая площадь центральной части Ротонды, в том числе Кувуклия, принадлежит Греческой Православной Церкви. Есть также небольшой участок коптского владения. Приходится признать во многом верным расхожее утверждение, что у христиан только одна общая территория – купол над Ротондой. Высотой почти 30 метров и диаметром более 20 метров, купол Ротонды, имеющий металлический каркас, много раз реставрировался. Последний раз капитальные работы были завершены в 1997 году, когда в куполе было создано центральное отверстие, через которое солнечные лучи стали вновь освещать Гроб Господень.

Ротонда. Вид на Кувуклию. Ротонда. Купол. Ротонда. Купол.

 

КУВУКЛИЯ И ГРОБ ГОСПОДЕНЬ

Храм Гроба Господня. Общий вид Ротонды с Кувуклией в центре.
Храм Гроба Господня. Паломники стоят перед Кувуклией.
Храм Гроба Господня. Вход в Кувуклию.
Храм Гроба Господня. Икона над входом в Кувуклию.
Храм Гроба Господня. Кувуклия. Придел Ангела.
Храм Гроба Господня. Кувуклия. Гробница Христа.
Храм Гроба Господня. Гробница Господня. Погребальное ложе.
Храм Гроба Господня. Кувуклия. На погребальном ложе.

Главная святыня христиан – Гробница Иисуса Христа – заключена в прямоугольной формы часовню, так называемую Кувуклию, длиной 8,3 м, и шириной и высотой – 5,9 м. Над дверями Кувуклии три изображения Воскресения Христа, представленные тремя Церквами – Римской Католической, Греческой Православной и Армянской. Каждое из них освещено небольшой лампадой.

Боковые стороны Кувуклии украшены шестнадцатью пилястрами, наверху находится балюстрада, и венчает часовню купольная надстройка, выполненная в византийском стиле.

Впервые Кувуклия как особая часовня, скрывающая в себе святую Гробницу, была возведена в 1119 году итальянским скульптором Реньеро Реньери, приехавшим из Болоньи. В течение веков часовня претерпела множество изменений и в настоящем виде представлена мраморной постройкой 1810 года, когда после катастрофического пожара 1808 года в Храме Воскресения проводились большие реставрационные работы под руководством греческого архитектора Комнина Митилиниоса.

Внутри часовня состоит из двух помещений – Придела Ангела и Гробницы Христа, – и таким образом повторяет планировку древнейших гробниц, обнаруженных археологами в этом районе. Считается, что гробница, в которую был положен Иисус Христос после Распятия, была выдолблена в склоне горы.

Как свидетельствует Евангелие:

«И взяв тело Иосиф обил Его чистою плащаницею И положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и привалив большой камень к двери гроба, удалился» (Мф, 27:59-60).

А также:

«На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен:Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко». (Ин., 19:41-42).

Иудейские гробницы тех времен состояли из двух отделений: более глубокое отделение с погребальным ложем было собственно гробницей, а притвор служил укрытым местом, где родственники могли поминать усопшего. Ученые затрудняются датировать сооружение гробницы, находящейся в Кувуклии. Поблизости известны и другие гробницы раннеримского и других периодов: в их числе и те, что определены как Могила Иосифа Аримафейского и Никодима.

Как именно эта гробница была определена в эпоху Константина Великого в качестве Гробницы Христовой? Предания сходятся на том, что была обнаружена пустая гробница, у входа в которую лежал большой округлый камень. Считается, что вход в гробницу Христа был закрыт именно таким камнем – более редким, чем прямоугольные, вследствие своей дороговизны. Округлые камни были по средствам только богатым людям, таким как Иосиф Аримафейский. Этот камень, считается, еще в VI веке лежал перед входом, но позже был окончательно разбит и расхищен за исключением фрагмента, хранимого в Приделе Ангела.

При Константине горная порода вокруг Гробницы Христа была вырублена, так что сама Гробница стала выглядеть как скальное возвышение на плоской основе.

История Гробницы так же драматична, как и сама история Храма. Наиболее тяжкое разрушение Гробница перенесла в 1009 году, когда халиф аль-Хаким приказал разрушить ее вместе с Храмом и скалой Голгофы. С тех пор Гробница уже не была монолитной скалой, а превратилась в архитектурную конструкцию, основательно обновлявшуюся в середине XI века при Константине IX Мономахе, немногим позже при крестоносцах и, наконец, в 1810 году.

Придел Ангела – небольшое помещение размерами 3,4 х 3,9 м, посреди которого возвышается мраморный пьедестал с фрагментом легендарного камня, о котором так повествует Евангелие:

«И вот, сделалось великое землетрясение:  ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем;Вид его был как молния, и одежда его была как снег…» (Мф., 28:2-3).

Ангел возвестил пришедшим к Гробнице женщинам - Марии Магдалине, Марии Иаковлеве и Саломие – о Воскресении Христовом.

Следующее помещение – Гробница Христова. Ее площадь составляет 2,07 х 1,97 м. На правой стороне находится мраморная плита длиной 2,02 м, шириной 0,93 м и высотой 0,66 м. Плита положена на грубо обработанный участок материнской скальной породы, на котором пребывало Тело Христово с ночи Великой Пятницы до зари Светлого Воскресенья…

В ряду так называемых остановок на Страстном Пути (см. Остановки) здесь находится последняя – XIV (Положение во Гроб).

Над мраморной плитой находятся 43 лампады – 13 греческих, 13 католических, 13 армянских и 4 коптских, а также три иконы Воскресения – греческого, латинского и армянского канонов. Против входа в Гробницу расположен образ Пресвятой Богородицы, как бы взирающей на смертное ложе Сына Человеческого.

Ежедневные богослужения в Кувуклии проводят поочередно три конфессии. В 1 час ночи греческие священники служат в Приделе Ангела, используя в качестве престола мраморный пьедестал. В 2 часа 30 минут в самой Гробнице Христовой начинается армянская служба. Католическая месса проводится с 4 до 7 часов утра.

Каждый год, в Великую Субботу перед наступлением Православной Пасхи, во время службы Патриарха иерусалимского в Гробнице Христа происходит чудо Снисхождения Благодатного Огня. Патриарх возжигает от Благодатного Огня свои свечи и протягивает их верующим через два отверстия в стенах Придела Ангела.

 

АЛТАРЬ СВЯТОЙ МАРИИ МАГДАЛИНЫ

Храм Гроба Господня. Часовня явления Христа Марии Магдалине.Католический алтарь францисканского ордена, находящийся справа от входа в Кувуклию, посвящен явлению воскресшего Иисуса Христа Марии Магдалине. В то время здесь был участок сада, принадлежавшего Иосифу Аримафейскому.

Не увидев в гробнице тела Христа, Мария заплакала, и ей явились два Ангела и спросили, почему она плачет. Мария отвечала:

«…унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его. Сказавши сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус. Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит ему: господин! Если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его. Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! что значит: Учитель!» (Ин., 20:13-16).

Иисус запретил Марии прикасаться к Нему, и порой этот алтарь, выполненный в современном стиле, так и называют: «Не прикасайся ко Мне».

 

КАПЕЛЛА ЯВЛЕНИЯ ХРИСТА БОГОМАТЕРИ

В Евангелии нет свидетельства о явлении воскресшего Спасителя Своей Пречистой Матери, однако в преданиях Церкви Христовой это событие занимает важное место.

Капелла, посвященная явлению воскресшего Христа Богоматери, как полагают, впервые была построена при императоре Константине IX Мономахе, в XI веке, и отделяла помещение Ротонды от помещения Иерусалимского Патриарха. Позднее капелла была неоднократно реконструирована, и в очередной раз – в недавнем прошлом - владеющими ею францисканцами.

В капелле особо почитаются часть Колонны Бичевания, в которой во время жестокого наказания был привязан Иисус, и место чудесного воскрешения умершей женщины прикосновением к ней Животворящего Креста Господня, обретенного в IV веке в лощине под Голгофой во время путешествия в Иерусалим царицы Елены.

За капеллой расположено помещение небольшого францисканского монастыря, а правее капеллы находится ризница, где хранятся средневековый клинок, по традиции считающийся мечом Годфруа Бульонского, пара шпор, также приписываемых знаменитому крестоносцу, и нагрудный крест – реликвии, используемые в церемонии посвящения в рыцари ордена Гроба Господня. Этот современный католический орден, занимается в основном благотворительностью.

 

АРКИ ДЕВЫ МАРИИ

Храм Гроба Господня. Арки Девы Марии.

Семь арок, построенных в XI веке, при византийском императоре Константине IX Мономахе, расположены на католической территории Храма Воскресения.

Арки Девы Марии. Общий вид. Арки Девы Марии. Византийские колонны.

 

ЧАСОВНЯ УЗ ХРИСТОВЫХ И ТЕМНИЦА ИИСУСА

Темница Иисуса. Общий вид. Темница Иисуса. Камень с отверстиями для ног. Средневековая капитель с изображением животных.
Эти темные помещения, принадлежащие Греческой Православной Церкви, расположены на северной оконечности Храма Воскресения. В часовне Уз Христовых можно видеть относящийся к эпохе римского владычества камень с отверстиями для ног – такие оковы применялись для осужденных на смерть.

Средневековая капитель с изображением гроздей винограда.

В Темнице Иисуса, которую также называют Святой Тюрьмой и Темницей Христа, по преданию, Господь томился перед казнью. Название этого помещения появляется только в источниках XII века, и большинство исследователей считают, что это предание – позднее, а помещение имеет чисто символическое значение, не совпадая с местом последнего заключения Христа.

 

ЧАСОВНЯ ГЛУМЛЕНИЯ

Греческая часовня, называемая также Приделом Поругания и Часовней Тернового Венца.

В часовне установлен обломок колонны, находившийся во дворе Претория. На нем, по преданию, сидел Христос, когда римские воины издевались над ним:

«И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу, И говорили: радуйся, Царь Иудейский! и били Его по ланитам» (Ин., 19:2-3).

 

ЧАСОВНЯ РИЗОРАЗДЕЛЕНИЯ

Расположенная на архитектурной оси Храма Воскресения, эта часовня находится, по преданию, на том месте, где воины при Распятии Христа делили Его одежды.

«Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет…» (Ин., 19:23-24).

Часовня принадлежит Армянской Апостольской Церкви.

 

ЧАСОВНЯ СВЯТОГО ЛОНГИНА

Принадлежащая Греческой Православной Церкви часовня посвящена святому Лонгину, римлянину, войсковому сотнику, руководившему казнью Христа.

Видя муки Христа и став свидетелями землетрясения, случившегося при Его смерти, сотник Лонгин и некоторые другие воины говорили:

«…воистину Он был Сын Божий». (Мф., 27: 54).

Он же, Лонгин, по преданию, после смерти Иисуса на Кресте, «…пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода(Ин., 19:34).

Сотник Лонгин уверовал в Христа, проповедовал Его учение и принял мученическую смерть.

 

КАФОЛИКОН

Храм Гроба Господня. Кафоликон. Трон патриарха Иерусалимского.Обширное помещение, находящееся перед входом в Кувуклию, является Соборным Храмом Воскресения, принадлежащим Греко-православной Церкви. Оно также именуется Греческими хорами и действительно построено на месте хоров, сооруженных в первоначальном храме эпохи Константина Великого, в Святом Саду, перед Гробницей Христа.

В настоящем виде Кафоликон с куполом (это второй, малый, купол Храма Воскресения) – сооружение романского стиля, в основном сохранившееся со времен его постройки в XI веке, при господстве крестоносцев.

Кафоликон с арочными окнами покрыт богатой мозаикой и имеет великолепный иконостас с иконами византийского письма в золотых окладах.

По правую и левую стороны от иконостаса стоят два трона – Патриарха Иерусалимского и Патриарха Антиохийского.

 

ОМФАЛОС

Находящийся посреди Кафоликона небольшой мраморный пьедестал с навершием в виде полусферы символизирует центр мира, Пуп Земли (по-гречески – Омфалос), место, где, где согласно преданию, свершилось спасение человечества после грехопадения. Русский паломник, игумен Даниил, посетивший Иерусалим в начале XII века писал: «Здесь за алтарем находится Пуп Земли, над ним создан свод, а наверху изображен мозаикой Христос, и сделана надпись: «Се пядию моею измерих небо и землю».

Храм Гроба Господня. Омфалос. Храм Гроба Господня. Омфалос. Омфалос.

 

КОПТСКАЯ ЧАСОВНЯ

Часовня, вплотную примыкающая к Кувуклии с западной стороны, принадлежит Коптской Церкви.

Храм Гроба Господня. Коптская часовня. Алтарь. Храм Гроба Господня. Коптская часовня. Фрагмент скальной породы под алтарем. Храм Гроба Господня. Коптская часовня.

Здесь еще в 1112 году, в эпоху крестоносцев, был устроен  католический алтарь, который копты получили в свое распоряжение в 1537 году. Под алтарем находится часть скальной породы, которую по традиции относят к Гробнице Христа.

 

СИРИЙСКАЯ ЧАСОВНЯ

Храм Гроба Господня. Сирийская часовня.В западной апсиде Ротонды, на оси Храма, расположена скромно украшенная армянская часовня, используемая для богослужений Сирийской Церковью, именуемой также Яковитской.

Из часовни имеется проход в древнюю еврейскую усыпальницу, которая именуется Могилой Иосифа Аримафейского и Никодима.

 

МОГИЛА ИОСИФА АРИМАФЕЙСКОГО И НИКОДИМА

Храм Гроба Господня. Могила Иосифа Аримафейского и Никодима.Древняя гробница, высеченная, по-видимому, в той же скале, что и Гроб Господень, именуется так по трем причинам: во-первых, ученые относят время ее создания к началу нашей эры, во-вторых, считают, что она была вырублена на территории, также принадлежавшей Иосифу Аримафейскому, и, в-третьих, в гробнице устроены два узких ложа для тел умерших.

В свое время это захоронение послужило одним из аргументов в пользу аутентичности Святой Гробницы, а также – того, что Голгофа в евангельское время находилась за пределами городской стены.

В настоящее время эта древняя гробница принадлежит общине Эфиопской Церкви, которая является епархией Коптского Патриархата.

 


 

                                                                          


 

------

Поиск отелей

Дата заезда

Дата отъезда

-----------------------------------
------ --------- ............

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz