Главная
 
ИерусалимПонедельник, 20.08.2018, 03:43



Приветствую Вас Гость | RSS
Главная
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

·         1099-1099 – Первый период мусульманского (арабского) владычества. Строительство мечетей Купол Скалы и Аль-Акса на Храмовой горе.

В 638 году к стенам Иерусалима подступили войска халифа Омара ибн Хаттаба.Патриарх Софроний, фактически управлявший городом, принял решение сдать его без боя.

Среди первых дел халифа была расчистка Храмовой горы, превратившейся в свалку, и строительство на ней – вблизи места, где позднее будет построена мечеть Аль-Акса – первой в Святом Городе, тогда еще деревянной мечети.

Халиф Омар прославился своей терпимостью. Есть свидетельства, что в числе его советников были и христиане, и евреи. 70 еврейским семьям он, несмотря на сопротивление патриарха, позволил жить в городе, отведя им район к юго-западу от Храмовой горы. Вплоть до прихода крестоносцев в 1099 году евреи имели у Храмовой горы синагогу и йешиву.

Омейядские халифы придавали Аль-Кудсу особое значение. В 661 году основатель династии Муавия был провозглашен халифом в Святом Городе. До начала VIII века арабы вели обширное храмовое строительство. Тогда были возведены главные мусульманские святыни Аль-Кудса – Купол Скалы и мечеть Аль-Акса.

С начала VII века начинается упадок города. В 716 году резиденция халифов была перенесена в Рамлу, а последний омейядский халиф Маруан II, подавляя начавшиеся волнения, приказал разрушить городские стены.

Следующая династия халифов – Аббасиды – обосновалась в Багдаде и проявляла к Иерусалиму мало внимания, хотя халифы порой посещали его, а городские стены в период их правления были восстановлены.

Несмотря на то, что Святой Город заселялся арабами, основную часть его жителей все еще составляли христиане. В 800 году халиф Харун аль-Рашид, поддерживавший связи с Карлом Великим, передал ему несколько участков города, и на них началось строительство храмовых сооружений и монастырей.

В 878 году Палестина была присоединена к Египетскому султанату. Иерусалим не играл особой роли в его истории, но, согласно ряду источников, правителей Египта погребали на его территории.

В этот период общины города нередко враждовали друг с другом. Известно, что в 938 году мусульмане напали на христиан, а в 966 году христианский погром был учинен уже общими силами мусульман и евреев. Храм Воскресения Христова был разграблен и подожжен, а патриарх убит.

В 969 году Иерусалим перешел во владение фатимидских халифов, исповедовавших исмаилизм, «еретическую ветвь» Ислама. Страдавший душевной болезнью халиф аль-Хаким в первых годах XI века разрушил почти все храмовые сооружения христиан, в том числе храм Воскресения Христова, и еврейские синагоги.

В 1071 году Иерусалим был захвачен сельджуками и вошел в державу султанов Ирака и Ирана. В 1098 фатимидам удалось вернуть его в свои владения, однако за два года до этого в направлении Иерусалима медленно, но верно двинулось грозное воинство крестоносцев.

 

·         1099-1187 – Первый период христианского католического владычества. Иерусалимское королевство крестоносцев.

В ноябре 1095 года римский папа Урбан II на церковном соборе во французском Клермоне объявил о начале крестового похода по освобождению Палестины и Иерусалима от власти мусульман. Тогда те, кто дал обет участия в походе и «принял крест» в виде алой или белой нашивки на одежде, стали именоваться крестоносцами.

Весной 1096 года начался крестовый поход бедноты, быстро захлебнувшийся. По пути через Европу бедноту, как грабителей и попрошаек, истребляли единоверцы, а в Малой Азии – сельджуки. Многие попали в рабство.

Первый крестовый поход феодальных войск начался в августе 1096 года. К Палестине двинулись колонны рыцарей из Нормандии, Нормандии, Лотарингии, Южной Франции и Южной Италии. Захватывая города Малой Азии и Сирии и погрязая в распрях и дележах добычи, войско оседало и редело в пути, и к стенамИерусалима подошли только герцог Лотарингии Годфруа Бульонский, герцог Нормандии Роберт, а также графы Раймонд Тулузский и Роберт Фландрский.

15 июля 1099 года крестоносцы взяли штурмом Иерусалим и устроили резню, сравнимую разве что с персидским нашествием 614 года. Были перебиты не только мусульмане и евреи, но и многие христиане, одетые по-восточному и располагавшие имуществом.

Было учреждено Иерусалимское королевство, на трон которого с титулом «защитника Гроба Господня» взошел Годфруа Бульонский. Он принял обезлюдевший город, куда пришлось привлекать арабов-христиан из Заиорданских территорий. Им отвели часть города между Дамасскими и Львиными воротами.

В результате захвата других городов в Палестине и Сирии образовались другие латинские королевства – княжество Антиохийское, графство Триполи и графство Эдесса.

Спустя год Годфруа Бульонский умер, и его преемником стал младший брат Бодуэн, принявший титул «короля Иерусалимского» и вошедший в историю как корольБалдуин IВ его 18-летнее правление границы королевства расширились, а Иерусалим, оставленный мусульманами и евреями, стали активно заселять иммигранты из Европы. Фактически город превратился в «заморскую территорию» Франции – Утремер, Заморскую землю. На его улицах говорили в основном по-французски, а жителей называли франками. Мусульманам и евреям жить в Иерусалиме запрещалось.

В этот же период в городе развернулось грандиозное храмовое строительство, а мусульманские святыни, в том числе Купол Скалы и мечеть Аль-Акса на Храмовой горе были превращены в католические церкви. Крестоносцами был построен новый храм Воскресения Христова.

Из преемников Балдуина I в преданиях об Утремере остались только Балдуин IV Прокаженный (1174-85), который нанес поражение армиисултана Салах ад-Дина, имевшей огромное численное превосходство, и правивший вслед за ним всего один год Ги де Лузиньян, последний король Иерусалима. Бездарный и тщеславный вояка, он погубил цвет рыцарства в противостоянии с Саладином на холмах Хаттина, в 70 км к северу от Иерусалима.

После этого поражения Иерусалим остался без защиты армии. Горожане отважно обороняли город, за столетие ставший для них родным, но их участь была предрешена. В октябре 1187 года Иерусалим был сдан султану Балианом де Ибелином, руководившим его обороной. Балиан Ибелинский и Саладин знали друг друга лично по переговорам (еще до осады султан позволил семье рыцаря покинуть город), что позволило избежать большего кровопролития.

В отличие от крестоносцев, султан крутыми мерами остановил грабеж и насилие, позволив христианам покинуть город за выкуп. Более того, он обязал итальянских купцов доставить беженцев на кораблях в Европу под угрозой закрыть для них порты, если те откажутся. Неимущие христиане по большей части попали в рабство, а многие христианские храмы Иерусалима были либо превращены в мечети или конюшни, либо разрушены.

 

·         1187 – 1917 – Второй (с кратким перерывом в 1229-1244 годах) период мусульманского господства. Династия Айюбидов. Мамлюкские династии. Иерусалим в составе Османской империи.

Восемь с половиной веков нового мусульманского владычества в Иерусалиме можно разделить на три отдельных периода.

В первой половине XIII века господствовали Айюбиды, однако они быстро утратили силы и влияние на Востоке.

Ярким подтверждением этому служит краткое, но поистине уникальное время в истории Иерусалима, достойное считаться отдельным, особым периодом:

 

·         1229 – 1244 – Второй, краткий период христианского католического владычества. Фридрих II Гогенштауфен – император Священной Римской Империи и «король Иерусалима».

В течение 15 лет правителем Иерусалима считался человек, личность которого поражала современников. Император Священной Римской Империи и король Сицилии Фридрих II Гогенштауфен(1194-1250) был, вероятно, самым образованным монархом своего времени. Свободно говоривший на шести языках, в том числе арабском, он покровительствовал искусствам, основал университет в Неаполе, где среди преподавателей были арабы и евреи, и был, как утверждали, откровенным безбожником. Рим называл его «Антихристом» и приписывал ему памфлет о «трех обманщиках», которыми он якобы считал основателей трех религий.

Всю жизнь Фридрих провел в конфликте с папством, был отлучен от Церкви и при этом грезил о захвате Иерусалима, готовя свой крестовый поход. «Королем Иерусалимским» он назвал себя еще в 1225 году, женившись на Изабелле, дочери иерусалимского короля Амори I.

Как и все сицилийские короли, Фридрих с детства много общался с арабами. Будучи императором, он свою личную гвардию набрал из сарацин и завел добрые отношения с египетским султаном Маликом аль-Камилем. Он поддерживал султана в противостоянии с его младшими братьями, аль-Муаззамом, а затем аль-Назиром, правившими Дамаском, и уговаривал его в обмен на это отдать Святой Город. Султан медлил, и тогда Фридрих с войском высадился в Яффе, не став, однако, продвигаться к Иерусалиму. Султан «сдался без боя» и заключил с императором так называемый Яффский договор, по которому весь Иерусалим, кроме Храмовой горы, дорога от Яффы до Святого Города, а также священные для христиан Вифлеем и Назарет, перешли во владение Священной Римской империи. Фридрих торжественно вступил в Иерусалим, вошел в храм Воскресения Христова и сам возложил на себя корону. Самый успешный, бескровный крестовый поход совершил крестоносец, «креста на котором не было».

Иерусалим получил уникальный политический статус, «завидный» даже для ХХ века, а сам Яффский договор стал в истории международных отношений шедевром политики.

Следствия договора оказались, однако, не менее парадоксальными. За то, что Иерусалим был возвращен в христианский мир «антихристом», иерусалимский патриарх Геральд наложил на город интердикт, запретивший проводить в нем богослужения. В свою очередь, мусульмане, возмущенные предательством султана, в тот же год устроили на Иерусалим грабительский набег. Вероятно, простые христиане Святой Земли и паломники могли сказать «спасибо» императору-безбожнику за то, что на время получили больше прав и возможностей, но их голоса до нашей эпохи не донеслись.

 ·         Второй период мусульманского господства (продолжение).

Когда в 1260 году в Палестину вторглись монголы, жители Иерусалима в панике бежали из города. Однако осенью того же года войско мамлюков, захвативших власть в Египте 10-ю годами раньше, отбросило конницу чингизидов и присоединило Палестину к Египетскому султанату.

Изначально мамлюками назывались воины личного телохранения египетского султана. Их набирали из чужеземных рабов – в основном черкесов, касогов, славян (в том числе русских), - купленных детьми и насильно обращенных в ислам. Мальчиков взращивали как элитную гвардию. Постепенно мамлюки приобрели большое влияние и в 1250 году совершили переворот, посадив на трон своего султана. Их происхождение обусловило главную черту правления – все они, по сути, были временщиками-узурпаторами. Святыни древнего Иерусалима их мало привлекали.

При мамлюках Святой Город отнюдь не благоденствовал, хотя и сделался центром исламского богословия. Христианская община подвергалась частым гонениям, ее храмы нередко грабили, а то и разрушали.

В начале правления мамлюков в Иерусалиме почти не было евреев. Только к концу XIV века община стала пополняться за счет евреев, бежавших из Европы от католических репрессий. Однако в 1440 году новая тяжелая годовая подать заставила их покидать город. Лишь спустя столетие еврейская община вновь стала расти, когда подать была отменена, а в Палестину стали стекаться испанские евреи, бежавшие от комиссаров Святой инквизиции.

В 1517 году турки свергли мамлюкского султана, и Палестина вошла в состав Османской империи. В 1520 году на османский трон взошел султан Сулейман Великий, действительно великий и мудрый правитель, достойный наследник славы халифа Омара. При нем были построены новые городские стены, и город приобрел облик, сохранившийся до наших дней.

Султан достаточно терпимо относился к присутствию иноверцев. В 1535 году он подписал договор с французским королем Франциском I, регламентировавший права и интересы христиан в Палестине. В Иерусалиме развернулась деятельность францисканского ордена  взявшего под свою опеку многие святыни, а также не только католических, но и протестантских паломников.

При Сулеймане Великом началось возрождение еврейской духовной мысли в Палестине. Большую роль в привлечении в Иерусалим евреев из Европы, Турции, Северной Африки сыграл Бецалель Ашкенази, ставший главным раввином Иерусалима в 1587 году.

Вместе с тем, центром внимания больших держав Иерусалим стал вновь лишь в середине ХХ века, когда Франция, Россия, Англия, Австрия и Пруссия стали бороться за влияние в Палестине. Все они стали основывать в городе свои учреждения. Это было время знаменитых еврейских филантропов, прежде всего Мозес Монтефьоре и членов семьи Ротшильд, открывших в Иерусалиме школы и госпиталя.

Население города значительно возросло, и в стенах Старого Города стало тесно. 1855 год нужно признать историческим: в этот год Мозес Монтефьоре взялся за строительство первого еврейского квартала за пределами стен.

Первый христианский квартал нового города стала строить в 1873 году немецкая протестантская секта темплеров. В 1881 году возник еще один новый христианский квартал, названный Американской колонией.

В последней трети XIX века покупкой участков и храмовым строительством как в Старом Городе, так во всей Палестине энергично занималось и Русская духовная миссия под руководством архимандрита Антонина (Капустина).

Бурное развитие Иерусалима было прервано в 1914 году, когда Османская империя вступила в мировую войну, поддержав Германию.

 

·         1917 – 1948 – Период британского мандата.

В 1917 году Британия стала пятой по счету империей, овладевшей Иерусалимом, пусть и ненадолго.

11 декабря 1917 года командующий британскими войсками на палестинском фронте генерал Эдмунд Алленби вступил без боя с передовыми частями в Иерусалим, а вскоре торжественно зачитал декларацию о правах и свободах жителей города у ворот древней цитадели Давида.

В 1920 году Иерусалим стал центром британской гражданской администрации. Спустя четыре года впервые был избран городской совет, собравший по 4 представителя от каждой из трех религиозных общин. Мэром англичане всегда назначали мусульманина, а его заместителями – еврея и араба-христианина.

Под британским правлением городское хозяйство Иерусалима успешно модернизировалось и развивалось. Между тем, столь же быстро росло напряжение в отношениях еврейской и мусульманской общин. Последнюю все сильнее беспокоил быстрый рост еврейского населения и его мощные конкурентные возможности во всех областях жизни. Хотя британские власти и тратили большие усилия на поддержание спокойствия, но имперские интересы нередко подогревали рознь.

К 1938 году отдельные столкновения, приносившие десятки, а то и сотни жертв с обеих сторон, фактически вылились в горячий межэтнический конфликт. Когда евреи пришли к выводу, что англичане намерены отказаться от создания в Палестине национального еврейского очага, они начали диверсионную борьбу и против британской администрации.

После принятия в 1947 году резолюции ООН о разделе Палестины на два государства, арабское и еврейское, Великобритания отказалась от участия в этом плане. Хотя Иерусалим некоторое время оставался под британским контролем, в нем нарастала атмосфера хаоса. Еврейское население Старого Города оказалось отрезанным от кварталов нового города, разделенного на арабские и еврейские зоны контроля. Было ясно, что с уходом английских воинских частей разразится война. В мае 1948 года британцы ушли из города, и еврейские вооруженные силы заняли его центр и часть арабских кварталов. Арабы начали осаду города, а к ним на помощь двинулись вооруженные силы Египта и Арабский легион Трансиордании.

 

·         1948 – 1967 – Период разделенного Иерусалима.

Боевые действия между войсками арабской коалиции и израильскими силами велись в Палестине почти месяц. Погибло много мирных жителей – и евреев, и арабов. 11 июня 1948 года, по соглашению о прекращении огня, заключенному при посредстве ООН, Иерусалим был разделен. Восточная часть вместе со Старым Городом отошла под контроль Трансиордании, а западная часть – под контроль государства Израиль. Бои  вспыхивали после заключения соглашения вплоть до октября 1948 года. Судя по источникам враждующих сторон, обе в итоге чувствовали себя в проигрыше. Палестинцы назвали 1948 год «Аль-Накба», то есть «Катастрофой».

Еще в мае того года Арабский легион, заняв Старый Город, разрушил Еврейский квартал вместе с синагогами, йешивами и общественными учреждениями. Было осквернено еврейское кладбище на склоне Елеонской горы. В конце 1948 года Трансиордания объявила об аннексии восточного Иерусалима и ряда территорий Палестины, а в 1950 году восточный Иерусалим был объявлен «второй столицей» государства, получившего наименование Хашимитское королевство Иордания. Действия иорданских властей несомненно создавали предпосылки будущего конфликта. Час «Х» наступил 5 июня 1967 года.

 

·         1967 год – Шестидневная война и воссоединение Иерусалима в рамках государства Израиль.

При взгляде на конфликт 1967 года со стороны главный застрельщиком войны представляется тогдашний египетский президент Гамаль Абдель Насер, положившийся на поддержку советской сверхдержавы. 15 мая 1967 года египетские войска двинулись в направлении Синая, а 3 июня египетский генерал Мортаджи в своем приказе войскам открыто заявил о завоевании «захваченной земли Палестины».

Утром 5 июня израильтяне, предупреждая вторжение, первыми начали войну, нанеся упреждающий удар по египетским аэродромам. В тот же день иорданские войска начали артиллерийский обстрел еврейских кварталов и попытались захватить южную часть города. В свою очередь заработала израильская артиллерия, нанеся серьезный ущерб ряду храмовых сооружений Старого Города. К полудню 7 июня весь Иерусалим оказался под контролем израильских частей. В несколько последующих дней арабские части были разбиты на всех направлениях.

В конце июня были установлены новые муниципальные границы города, а разделявшие его заграждения уничтожены. В Старом Городе началась энергичная реконструкция Еврейского квартала. Часть Мусульманского квартала, загораживавшая Стену Плача, была снесена.

Современный статус Иерусалима оспаривается рядом мусульманских государств. Ситуация на Западном берегу Иордана далека от мирного «статус кво». В начале XXI века, как и три тысячелетия назад, остается в силе призыв царя-псалмопевца Давида, обращенный ныне уже ко всей Земле:

Просите мира Иерусалиму: да благоденствуют любящие тебя!



                          
------

Поиск отелей

Дата заезда

Дата отъезда

-----------------------------------
------ --------- ............

Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный хостинг uCoz